Один американский журналист, посетивший Россию весной 1913 года, познакомился с замечательной группой верующих, называвших себя евангельскими христианами. Он отмечал, что “эти христиане стремятся к единению всех верующих во Христа и всеми силами стараются избегать любых разногласий или предпосылок к разобщению в их среде”.
Число евангельских христиан росло очень быстро вплоть до революции 1917 года и стало вновь увеличиваться в конце 20 века. Кто же эти христиане? Во что они верят? Кто руководил этим движением в самом начале его зарождения? Началось ли движение евангельских христиан только в 1913 году, или оно существовало в России и раньше? Мы постараемся ответить на все эти вопросы и расскажем вам более подробно об истории зарождения евангельского движения в России.
Днем, вошедшим в историю, было 1 апреля 1884 года, когда в Санкт-Петербурге собралось окола ста российских евангелистов и примерно триста гостей. Они приехали в столицу, благодаря усилиям и финансовой поддержке отставного гвардейского полковника Василия Александровича Пашкова и барона Модеста Модестовича Корфа. Среди собравшихся были лидеры различных религиозных течений – баптисты, меннониты, штундисты, молокане и духоборы. Первые пять дней встречи протекали, как писал в своих мемуарах Модест Корф, “в прекрасных и благословенных собраниях. Молитвы и духовные гимны – обычно редкие звуки под сводами дворцов – возносились к небесам”.
Однажды утром, ворота дворца были широко открыты, а залы убраны для встречи гостей. Княгиня Левен, полковник Пашков с супругой и другие руководители собрания как обычно ожидали участников, но никто не пришел. Наконец, через день, появился один из исчезнувших внезапно гостей. Страшно напуганный, он поведал им о происшедшем. При выходе из дворца после очередного молитвенного собрания все участники были арестованы полицией и помещены в Петропавловскую крепость, где они подверглись строгому следствию и допросу.
Под конец главный следователь собрал арестованных вместе и сказал им, что хоть они все и неплохие люди, но у них нет законом разрешенного дела в Санкт-Петербурге. Он намеревался отправить их всех по домам. Он предупредил, что те, кто будут обнаружены после этого, будут арестованы и наказаны. Так царская полиция расправилась с участниками собрания в Санкт-Петербурге.
Обер-прокуратором Синода в то время был Константин Победоносцев. Он был убежден, что евангельские христиане опасны для государства, русской православной церкви и для самого царя. В июне 1884 года Пашков и Корф были высланы из России. Некоторые другие лидеры арестованы и заключены в тюрьму.
В течение двадцати предшествовавших этим событиям лет распространение Библии на простом русском языке (в отличие от церковно-славянского) вызвало столь драматический рост евангельских сил, что власти были просто вынуждены принимать жесткие меры. Однако христиане Благой Вести, как в годы, предшествовавшие гонениям, так и впоследствии, жили с Христом и руководствовались Священным Писанием. Они ясно видели свою цель, а именно – объединение всех верующих христиан на основе Священного Писания, на основе заповедей Иисуса Христа.
Наш рассказ – о евангельских христианах, активном религиозном движении конца 19-го начала 20-го веков. Христианство, как таковое, пришло в Россию более тысячи лет назад из Византии, благодаря князю Владимиру и княгине Ольге. Православие было официальной государственной религией России на протяжении почти целого тясячелетия.
Многое указывает на то, что в течение всего этого времени распространение Благой вести имело место в России. Так, к примеру, в библиотеке М.В. Ломоносова было найдено издание журнала о Новом Завете – Евангелие. Также интересно то, что первой книгой, напечатанной в России и несущей дату публикации, была книга Апостол, вышедшая в 1564 году. Кроме того, существовало много рукописных текстов Библии, но большинство из них были на церковно-славянском языке.
Только в 1812 году в России появилось первое Библейское общество. Его организовал князь Александр Голицын, близкий друг царя Александра I, годы правления которого приходятся на первую четверть 19 века. Интересно отметить, что Библейское общество субсидировалось государством и занималось изданием и распространением Библии. Именно под руководством Голицына Александр снова прочел Библию более внимательно и благоговенно. Это навсегда оставило отпечаток в его сердце. В 1813 году он писал: “Вера моя глубока и искренна. Невозможно описать каким полезным для меня оказалось чтение Писания, которое до этого я знал очень поверхностно… Новый мир возник передо мной.” Во время царствования Александра I князь Голицын был обер-прокуратором (т.е. представителем царя) при Синоде. Александр был серьезно увлечен идеей привнесения принципов христианства в правление Россией.
Благодаря широкому интересу к Библии, в России начала 19 века стало зарождаться евангельское религиозное движение. У людей появилась потребность иного выражения христианской веры, в отличии от традиционного православия, которое господствовало в России на протяжении девятиста лет.
В 1826 году Николай II закрыл российское Библейское общество, сказав, что было напечатано уже достаточно Библий. Однако, правивший после него Александр II (1855-1881), издал приказ о переводе древних манускриптов на современный русский язык. Известны его слова: “Я молюсь Господу, чтобы русские люди приняли Его Святые Слова, в основе которых может лежать истинное благополучие и счастье Российской Империи и всей нации”. Чтение Библии вновь распространилось по всей России и иностранные библейские миссии вновь были приглашены в страну.
Василий Александрович Пашков был одним из лидеров евангельских христиан в то время. Он был умен и образован и нашел свой путь к церкви апостолов – новозаветной церкви – самостоятельно, изучая Библию. Он уделил большую часть своего состояния на распространение Священного Писания. Так, во время коронации Александра III он послал обоз с Библиями на площадь для бесплатной раздачи всем желающим. В то время многие искали Библию, жаждали прочесть Священные Письмена.
Широкое распространение и чтение Библии совпало с социальными волнениями в обществе. Царь, правительство, Православная церковь закрывали глаза на бедственное положение сотен тысяч русских людей, которые практически жили в состоянии нищеты и голода. Сама жизнь заставляла людей искать ответы на насущные вопросы. Они читали Библию, но в тоже время, выражали недовольство правительством и официальной церковью, которые не могли решить тягостные проблемы России. Вызревала почва для конфликта.
Россия 19-го века представляла собой смесь великолепия и нужды. Это был век расцвета литературы и искусства. Невозможно переоценить поэзию А.С. Пушкина, музыку Чайковского и Рахманинова, великолепные полотна Ильи Репина, произведения Достоевского и Толстого, и в наше время изучаемые в учебных заведениях всего мира. Но параллельно существовала и другая Россия, где крестьяне работали на износ, а заключенные, сироты и старики почти полностью игнорировались. Александр Герцен писал в одном из частных писем:
Россия простирается от императора , проходя от жандарма к жандарму, от чиновника к чиновнику вниз до нижайшего полицейского чина где-то в отдаленном уголке империи. Каждая ступенька лестницы, как у Данте, приобретает новую степень зла, продажности и жестокости. Эта живая пирамида преступлений, унижений и взяточничества, построена из полицейских, подлецов, безжалостных германских чиновников, бесконечно жадных; невежественных судей, вечно пьяных; подлых аристократов — всё это скрепляеется их общей жаждой награбления и наживы и поддерживается шестьюстами тысяч живых машин со штыками.
Шестидесятые годы 19-го века по праву называют “эпохой реформ”. В 1861 году царь Александр II освободил 22,5 миллиона крестьян, подписав указ об отмене крепостного права. В 1864 году он ввел суд присяжных. Подверглись реформам финансовая и военная системы и образование получило более широкое распространение. Александр II известен как “царь-освободитель”. Утром, 1 марта 1881 года, перед самым покушением на него, он подписал указ, который был хоть и очень маленьким, но все же шагом, в направлении демократии. К сожалению, было уже слишком поздно. Правительство, которое не откликалось на нужды людей и государственная церковь, слишком поглощенная мирскими делами, оставляли желать лучшего. Глубоко в душе России жила жажда Божественного мира и другой жизни, о которой говорил Иисус Христос. Как лучи света, прорвавшиеся сквозь тьму, были слова-обещания Иисуса Христа, впервые прочитанные людьми со страниц Священного Писания на понятном им языке.
Среди первых проповедников слова Иисуса Христа в России был лорд Редсток. Получив образование в Оксфорде, лорд Редсток обладал блестящими знаниями. Во время Крымской войны он едва не лишился жизни. После этого он посвятил себя миссионерству и служению бедным людям. Редсток проповедовал Христа в Голландии и Франции, где он познакомился с графиней Чертковой из Санкт-Петербурга. Графиня сразу же прониклась Словом Божьим и пригласила Редстока в Санкт-Петербург. Его проповеди были простыми: он верил в крещение и причастие, он был за единую веру и церковь и считал, что только Библия является авторитетным источником слова Божьего. Добрые дела заслуживают поощрения, но они делаются в благодарность за спасение, а не для того, чтобы “заработать” себе вечную жизнь. Все верующие должны быть “просто христианами”, объединенными в единое братство, где все равны.
Одним из приближенных царя Александра II был граф Василий Александрович Пашков. Его супруга познакомилась с лордом Редстоком в Англии и была под большим впечатлением от его проповедей. Однажды по ее настоянию лорд Редсток был приглашен на обед. Для полковника Пашкова проповеди Редстока были непонятны и чужды, потому что он совершенно не интересовался религией. Однако, когда его жена пригласила Редстока в их дом, он, будучи человеком гостепреимным, прибыл на совместную трапезу. После обеда все перешли в салон, где зашел разговор о евангелиях. Лорд Редсток пригласил всех к совместной молитве. Искренняя молитва Редстока так подействовала на Пашкова, что он вдруг понял как он грешен и сейчас же покаялся. Он всем сердцем обратился ко Христу и стал усердно изучать Священное Писание, регулярно устраивая евангельские собрания в своём доме, где свидетельствовал из Слова Божьего. Его прекрасный дом на Французской улице стал центром евангельской деятельности в Санкт — Петербурге.
Пашков не был одинок в своей деятельности. Среди обращённых было много аристократов — барон Корф, граф Бобринский (министр путей сообщения), княгиня Левен, княгиня Гагарина, граф Шувалов, композитор Шулепников и другие.
Так зарождалось движение, захватившее буквально миллионы россиян, которое впоследствии стало называться движением евангельских христиан. Его сущность можно пожалуй выразить следующими цитатами из Нового Завета, а именно из послания Павла римлянам: Глава 6: 14 Грех не будет больше вами господствовать, ибо вы живёте не под законом, но под благодатью.
И Глава 5: 20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Эти истинны стали краеугольными камнями движения Евангельских Христиан.
Трудно переоценить влияние движения евангельских христиан, ведомых Василием Пашковым, на жизнь российского общества. Им были захвачены все его слои. Знатные семьи посвящали себя служению Христу. Княгиня Левен была одной из тех, чья вера преобразилась, благодаря евангельским христианам. По словам ее дочери Софьи, “она вдруг пробудилась и поняла ту ответственность, которую налагает на человека служение Христу”.
Наиболее популярные журналы Петербурга того времени также не остались в стороне от движения. Так, одной из приверженок нового движения была Мария Григорьевна Пеукер, которая была редактором Российского Рабочего с 1875 по 1886 годы. Даже Русская Православная церковь перепечатывала статьи из этого журнала. Н.С. Лесков часто писал для журнала, исследуя развитие религиозных течений того времени.
Движение евангельских христиан распространялось с такой быстротой по России потому, что большинство членов церкви в своей жизни являли пример следования заповедям Христа, что являлось лучшим способом распространения слова Христова. Пашков большую часть своего состояния и всю свою энергию вкладывал в распространение Благой Вести Нового Завета, он был прирожденным лидером и поэтому неудивительно, что многие его последователи называли себя пашковцами.
Василий Александрович Пашков для дела миссии отдал и другой свой дом на Выборгской стороне, где не только проводились религиозные собрания, но также была открыта дешёвая столовая для бедных студентов. Пашков регулярно проповедовал среди них и вооружал их знанием Священного Слова.Он договорился также с Санкт-Петербургским университетом о возможности оказывать материальную поддержку, а также снабжать едой и одеждой студентов-евангелистов. В рабочем районе города Пашков устроил три столовых, где могли найти питательную и дешёвую еду тысячи людей. Здесь Пашков также проповедовал слово Божье . Писатель С. Глебов, который не был большим поклонником Пашкова, замечал, тем не менее, что -“ данные места стали своеобразными народными университетами, где простой люд усваивал основы веры и, благодаря слухам, многие приезжали, подчас из далёких мест, чтобы послушать Слово Господнее на простом языке, без древнеславянских церковных текстов “. Пашков также открыл больницу для бедных людей, ординатором которой был его друг, доктор Мейер.
С. Глебов неохотно отмечал, что “ таким образом популярность Василия Александровича возрастала, и он проповедовал повсюду — во дворцах и в простых домах , с уважением ко всем слушателям”.
Российская литература 19 века характеризовалась поиском духовной истины. Николай Бердяев сказал в Русской Идее, что ”эта литература выражает жажду спасения людей, человечества и целого мира от несчастий и страданий, от несправедливости и рабства.”
Эдмунд Хейер, историк и профессор русской литературы отмечал манеру, в которой ведущие авторы характеризовали движение евангельских христиан, возглавляемое Василием Александровичем Пашковым. Он писал, что оно было “во-первых — уникальным феноменом в российском религиозном и социальном мышлении и, во- вторых — в литературе”. Среди тех, кто подвергся влиянию евангельских христиан, Хейер назвал таких “глубоких религиозных писателей и мыслителей ”, как Лев Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Боборыкин и Мещерский. Вот некоторые иллюстрации:
Достоевский истинно любил Россию и испытывал неприязнь ко всему западному. Потому как движение евангельских христиан пришло в Россию благодаря англичанину, лорду Редстоку, Достоевский был критичен. В журнале Гражданин, где он был редактором, в разделе “ Дневник писателя”, Достоевский критиковал евангельских христиан. Он считал, что они чужды России и не имеют понятия о сущности России. Однако, даже он однажды заметил, что “не более не менее, лорд Редсток произвёл необычную трансформацию и вдохновил сердца последователей на проявление великодушия”.
Вероятно, английский миссионер, Сэр Джон, в книге Льва Толстого Анна Каренина был отражением образа лорда Редстока, который первым принёс весть о спасении через веру в Санкт-Петербург. Благодаря ему Василий Александрович Пашков узнал, поверил и последовал Благой Вести и искренне помогал тем, кто следовал этому пути. Повествование Л. Толстого о деятельности Сэра Джона служит доказательством воздействия движения евангельских христиан на выдающихся писателей того времени.
Когда были приняты репрессивные меры против евангельских христиан, Толстой получил возможность взглянуть на движение под другим углом зрения. В апреле 1884 года, когда “пашковцы” собрались в одном доме недалеко от царского дворца и их встреча была прервана властями, ассистент Толстого, Чертков написал следующее письмо, поясняющее его отношение к событиям :
“Вернувшись в С.- Петербург я с отвращением воспринял новости о том, что Пашков и Корфф были выдворены из России… Я не очень расстроен поведением правительства, которое всегда действует с позиции силы, однако, отвратительно то, что Церковь, которая считает себя представителем учения Христа, оправдала подобное действие. Я чувствую, что это для меня последняя капля. Я не разделяю взглядов Пашкова, но если бы меня спросили в настоящий момент к какому религиозному течению я принадлежу, я бы ответил — к Церкви Христа , без упоминания каких-либо известных деноминаций”.
Начало 20 века было беспокойным для России и бедственным для Евангельских Христиан. Василий Александрович Пашков умер в изгнании в Риме в 1902 году. Пашков был благородным россиянином, который с несгибаемой верой, отдал себя самого и все свои средства на развитие движения евангельских христиан. Более двадцати лет репрессий оставили тяжёлый след на движении. Но в конце 19 века у движения появился новый лидер, идущий по стопам Пашкова. Иван Степанович Проханов был прирожденным лидером с глубокой верой во Христа. Несмотря на все препятствия, он вывел евангельских христиан на замечательные высоты в первой четверти 20 века. Евангельские христиане, прямые потомки пашковцев, сохранили видение движения чисто христиан в России в начале 20 века. Они желали единения всех верующих на основе библейских истин. Они пытались расстаться со спецификой той или иной общины для возрождения простой веры первых христиан. Они работали не только над духовным, но и над социальным возрождением русских людей. Усилия евангельских христиан были безусловно революционными для своего времени. Они жаждали социального равенства в обществе, чрезвычайно разделённом на классы, их пацифизм и любовь, были ответом на насилие и притеснения. Они мечтали о религии веры и свободы в противоположность церковной монополии догматов, которые настаивали на спасении добрыми делами. Вскоре власть перешла к атеистическому правительству, но евангельские христиане оставались со своей верой до конца.
Иван Степанович Проханов прибыл в Петербург в 1889 году с целью изучения инженерного дела в университете. Он часто посещал секретные собрания евангельских христиан в доме княгини Левен. Там Проханов встретил немало достойных учеников Нового Завета. Среди них был Владимир Соловьёв, который подчёркивал важность единства среди верующих. Проханов был активным христианином, он сочинял духовные гимны, проповедовал, издавал литературу.
Среди друзей Проханова по университету было немало молодых людей, которые были сторонниками реформ в России. Сам Проханов считал, что реформы должны опираться на веру. Он говорил: “Для меня только учение Иисуса Христа является реальным путём возрождения личности, общества , нации и всего человечества в целом. ”
На пути домой, на Кавказ, завершив учёбу в Санкт-Петербурге, Проханов с другом посетили Льва Толстого. В разговоре с писателем, они выразили свое желание быть последователями Христа, и Толстой подарил им свою книгу Царствие Божье – внутри Вас . После этой встречи Проханов писал: “После беседы с Толстым, я стал ещё более убеждён, что спасение мира – в Евангелии, не в его частях, а в целом учении… Доктрина же Толстого – просто учение о морали, трансформирующее благодать Христа в мозаичный закон стоических принципов, потому что оно ведет человека к недостижимым горным вершинам, и не давая ему никакой силы, требует: взбирайся!”
Под угрозой ареста, Проханов, в конце 19 века, покинул Россию. В любой стране, где бы он ни был, Проханов продолжал учебу в университетах и поддерживал интенсивную переписку с христианами на родине. Он был под большим впечатлением от свободы, которую имели христиане в других странах, однако в своих заметках писал: “Чем больше я изучал другие деноминации, тем больше проникался российской евангельской идеей христианства, которая на мой взгляд наиболее близка первоначальному апостольскому христианству.”
В апреле 1905 года в Петербурге произошло одно волнующее событие. Княгиня София Левен писала по этому поводу: “В пасхальное утро 1905 года в доме на Морской 43 было людное собрание. Брат Ординцев зачитал царский указ… все преклонили колени и благодарили Господа за этот дар!”
“Акт терпимости”, подписанный царем, вышел 17 апреля 1905 года. Этот закон давал верующим право на отделение от традиционной Православной Церкви. Иван Степанович Проханов сыграл большую роль в подготовке этого указа. Дело в том, что незадолго до этого, министр внутренних дел, князь Святополк-Мирский провозгласил новый курс ”доверия к людям“ и запросил у лидеров религиозных движений информацию об их деноминациях. Проханов, который к тому времени стал признанным лидером движения, предоставил подробный отчет, в котором документально обосновывались преследования, аресты и страдания евангельских христиан, многие из которых находились в изгнании.
Комментируя закон, Проханов говорил: “В этом манифесте терпимость стала свободой совести, а самодержавие стало парламентской формой правления. Была провозглашена свобода прессы, собраний, организации обществ и свобода политических собраний”.
Нам с вами трудно осознать ту радость, которая охватила верующих христиан. Эта новая свобода пришла после долгих лет унижения. Люди, находившиеся в тюрьме или в ссылке из-за религиозных убеждений вдруг стали свободными. Новая свобода принесла вожмозность совместных собраний. Христиане жаждали быть вместе и прославлять Господа нашего Иисуса Христа совместно. Тайные группы верующих могли больше не скрывать своих взглядов и оказалось, что евангельских христиан намного больше, чем кто-либо мог предположить. По некоторым подсчётам, к 1917 году их было три миллиона.
Теперь появилась возможность зарегестрировать церкви. Первая община евангельских христиан была официально зарегестрированна в Петербурге 29 ноября 1908 года. Проханов был избран президентом совета общины и оставался на этом посту до 1928 года.
Для евангельских христиан открылись прекрасные возможности, и Проханов не медлил. Уже в 1906 году вышел первый номер журнала Христианин. На первой странице было написано: “Единство в главном, свобода во второстепенном и милосердие во всём.”
В 1911 году Проханов прочитал лекцию для проповедников в Санкт-Петербурге. Он подвёл итог создавшейся ситуации следующими словами: “Господь не забыл нас, и не оставил нас без своего присутствия. Русские люди получили Хлеб Жизни, несмотря на то, что им не разрешалось читать правду и Слово Господне было запрешено для них на протяжении веков. Мы переживаем в России чисто евангелический расцвет и мы приближаемся к возрождению неосквернённого христианского проповедования… Мы должны возрадоваться и благодарить Бога, что наше движение принимает библейскую форму и новые церкви формируются в соответствии с Новым Заветом… для того, чтобы объеденить всех верующих, мы должны использовать наше главное оружие — молитву. Божественный Христос разорвал оковы невежества, слабости и угнетения и открыл путь к свету, свободе и силе, действуя через Своих последователей, которые объединялись в гармонии любви, росли в числе и влиянии, несмотря на угнетение”.
И по сей день сотни тысяч все еще верят, что свобода вероисповедания, рожденная в сердцах честных людей, свобода следовать слову Божьему приведёт к еще одному подъему движения евангельских христиан
На первый взгляд кажется невероятным, что имена Распутина и Проханова могут стоять рядом в нашей статье. Но это действительно так.
Григорий Ефимович Распутин был довольно влиятельным человеком в санкт -петербургском обществе начала 20 века. Его настоящая фамилия была Новых. Вероятно, он заслужил фамилию Распутин, благодаря своим похождениям. Иван Степанович Проханов был лидером среди евангельских христиан. Эти верующие почувствовали дыхание свободы и их численность сильно возросла после указа царя о веротерпимости, вышедшего в 1905 году. Однако, под давлением Распутина и его сторонников евангелисты снова стали преследоваться.
Проханов установил связь с христианами в разных странах мира, в том числе и в США. Происходил обмен визитами между верующими двух наций, совместные молитвы и поддержка друг друга. В Америку стали приходить безрадостные вести из России. Так например в телеграмме от 16 декабря 1912 года из Омска говорилось: Преследование крещенных христиан возобновилось властями. Целое поселение крестьян было изгнано с их земель из-за религиозных убеждений. Некоторые государственные министерства не обращают внимания на тревожные отчёты из провинций о преследовании верующих, в то время как царь все более и более попадает под влияние религиозных фанатиков.
Религиозные фанатики входили в круг приближенных Распутина и поощрялись им. Сам Распутин утверждал, что обладает даром исцеления, представлял себя, как мистика. Занимаясь исцелением царевича Алексея, Распутин был вхож в царский дворец и находился под покровительством царя и, в особенности, царицы Александры. Когда Николай II принял на себя командование армией во время Первой мировой войны, перепоручив многие дела государства императрице, Распутин приобрел еще большее влияние, что вызывало недовольство многих государственных деятелей и членов царской семьи. Под конец своей карьеры Распутин даже добивался назначения выгодных ему людей на государственные должности, где они, естественно, показывали свою полную некомпетентность. В конце концов Распутин был убит в результате заговора против него.
Однако, во время своего пребывания при дворце, Распутин был источником всяческих проблем для евангельских христиан. В 1911 году министерство внутренних дел издало указ об ограничении религиозных собраний. Лица до двадцати одного года не имели права слушать проповеди. На собрании церкви должен был присутствовать полицейский. Были случаи осуждения в местных судах тех, кто проповедовал Евангелие. В то же время, в обществе назревали революционные настроения.
Ленин и большевики взяли власть в свои руки, затем разгорелась гражданская война и интервенция – все эти события отражались на жизни евангельских христиан и естественно не в лучшим образом. Тысячи лидеров церкви, как евангельских христиан, так и православной, а также простые верующие были отправлены в тюрьмы. Проханов был арестован и ложно обвинён в контрреволюционной деятельности, но затем, благодаря хлопотам братьев по вере перед ВЦИК, освобожден.
Проханов написал после того, как преследования несколько ослабли: “Видя социальные и экономические реформы революции, мы приветствуем это. В некоторой степени мы видим, как Господь судит виновных.” Иван Степанович Проханов продолжал свою деятельность по объединению верующих. Он жил и служил с “оптимизмом”, что было его любимым словом. Дух милосердия и прощения присутствовал в его отношении даже к тем, кто обращался с ним и со всеми евангельскими христианами столь жестоко.
Вскоре после Октябрьской революции евангельские христиане собрались на свой пятый съезд, темой которого был выбран стих из Послания к римлянам ( Гл.13, стих 11): 11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
То, что Проханов называл “ужасным царством террора”, окончилось и наступило время сконцентрироваться на российском и международном евангелизме и на объединении всех верующих во Христа. Это единство было лейтмотивом всей религиозной деятельности Проханова. Он считал, что молитва Иисуса о единстве церкви побуждала всех христиан к единству:
( Иоанн 17:20, 21)
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
В этом отношении Проханов всегда стоял на позициях Василия Александровича Пашкова, который работал ранее над объединением всех верующих России. Проханов возглавил усилия по формированию Всероссийского Союза евангельских христиан в 1909 году.
Должны ли усилия по объединению простираться только на тех евангелистов, чьи взгляды, в основном, совпадали со взглядами евангельских христиан? Ответ Проханова был отрицательным. Замечательно то, что он продемонстрировал это, стараясь завязать контакт со своим бывшем гонителем – православной церковью. Эта, некогда могущественная церковь, пострадала от руки нового правительства, во всех отношениях, в том числе и в материальном плане — были конфискованы многие ценности, принадлежавшие церкви на протяжении веков. Те представители духовенства, которые отказывались сотрудничать с большевиками, жестоко преследовались. Патриарх был помещён под арест 6 мая 1922 года. Внутри православной церкви царило смятение и раскол.
В связи со всеми этими событиями Проханов опубликовал “Евангельский клич”, который вышел тиражом в 100 000 экземпляров. В воззвании, разосланом по всем православным церквам России, выражались три основные мысли:
1) евангельские христиане прощают своих православных преследователей во имя того, Который всех прощает;
2) настало время для православного духовенства приступить к реформации их церкви на евангельских началах;
3) евангельские христиане уведомляли о том, что приступают к созыву по всей России специальных молитвенных собраний, с целью объединения в молитве всех христиан, независимо от их церковной принадлежности ( включая и православных), и были бы рады увидеть их представителей на собраниях.
Впечатлене, произведённое воззванием, было велико, особенно среди московских священников. Проханова приглашали выступать с проповедями в православные храмы. В одном из московских соборов Проханов сказал: “Радуйтесь, братья и сестры, ибо сегодня у нас на глазах свершилось чудо!” Он говорил о евангелии и призвал всех к покаянию. Один из присутствующих священников, молясь воскликнул: “Господи, прости меня, как простого грешника, и как пастыря тех душ, по отношению к которым я был так пренебрежителен!”
Проханов посетил митрополита Антония в его келье в Новоспасском монастыре в Москве. Прочитав “Евангельский клич”, митрополит сказал, что согласен с тем, что написано в воззвании, однако полагает, что время для реформации еще не наступило. Потом Антоний протянул Проханову книжку из своей библиотеки со словами: ”Из неё я ежедневно черпаю живую воду”. Это был сборник духовных песен “Гусли”, изданный Прохановым.
Прежде чем уйти, Иван Степанович предложил митрополиту совершить совместную молитву. Это был трогательный момент: в молитве соединились митрополит православной церкви и глава церкви евангельских христиан. Один из братьев по вере, сопровождавших Проханова, плакал слезами радости. Позже, в присутствии большого количества православных, митрополит Антоний сказал: “Я знаю одну группу верующих, которые называются евангельские христиане. Они действительно представляют первохристианскую церковь апостольских дней.” Был выбран день в ноябре 1922 года, посвященный молитве за возрождение православной церкви. Митрополит Антоний посетил собрание и выступил с обращением. После этого позиции православных и евангельских христиан по отношению к друг другу изменились кардинально.
Мы от имени всех работников Всемирного христианского радиовещания выражаем своёглубокое почтение движению евангельских христиан и молимся за его возрождение в наши дни. Пусть слова Ивана Степановича Проханова о евангельской церкви всегда пребудут с нами: Все верующие во Христа, вне зависимости от имён и убеждений, знают, что церковь Христа и Апостолов является идеальной моделью для нас в веках.