Переславль-Залесский это тот город, осмотр достопримечательностей которого невозможно уместить в один рассказ. Если, конечно, вы не проскакали «галопом по европам», пропустив что-то важное и интересное. А для любителей истории важное и интересное тут всё. Мы уже рассказали вам о Красной площади Переславля с древним Спасо-Преображенским собором и о Плещеевом озере. Как известно, этот город богат ещё и монастырями. Не стоит удивляться, что нам захотелось в них побывать.
Первым мы посетили Феодоровский женский монастырь. До 1667 года он был мужским. Обитель была основана в память о сражении московского князя Юрия Даниловича (сына Даниила Московского, основателя Данилова монастыря в Москве) с тверским князем Михаилом Ярославичем (Михаил Тверской, муж святой Анны Кашинской), произошедшего в день памяти великомученика Феодора Стратилата. Битва состоялась в 1304 году на том месте, где стоит сейчас монастырь, и закончилась победой московского и переславского войск, что оказало влияние на выделение Москвы в качестве главного города, через который в дальнейшем будет осуществляться управление страной.
Интересно, что в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный в сопровождении своей жены, которая была беременна. Вскоре после отъезда из города царица благополучно разрешилась, родив сына Фёдора. В 1557 году царь Иван Грозный повелел в благодарность построить в монастыре храм во имя святого Феодора Стратилата, этот храм стал главным для обители и сохранился до наших дней. Уже во взрослом возрасте Фёдор Иванович неоднократно приезжал в Феодоровский монастырь на богомолье.
Самый древний из сохранившихся храмов обители — собор во имя великомученика Феодора Стратилата XVI века. Он выполнен в традиционном русском стиле, он стоит на четырёх столпах и украшен пятью луковичными главками. Несмотря на то, что собор подвергался некоторым перестройкам, общий первоначальный облик он всё же сохранил. При современной реставрации были обнаружены следы росписей XVI века. Это оказалось довольно интересным открытием, так как раньше считалось, что собор сразу после постройки расписан не был. А те росписи, что сохранились лучше всего, относят к 1830-м годам. Установлено, что их автором был Тимофей Медведев. Среди известных его работ – росписи Смольного монастыря и нескольких церквей в Угличе (смотри нашу статью об Угличе). До этого считалось, что над росписью стен Феодоровского храма работал итальянский мастер Николо Тончи. Дело в том, что в монастыре долгое время жила, в нём умерла и была похоронена дочь Тончи от брака с русской княжной Мария Николаевна Тончи.
По своему строению обитель не относилась к типу монастырей-крепостей, не могла обороняться и в Смутное время подверглась серьезным разрушениям. Обители пришлось многое восстанавливать, а что-то и строить заново. Тогда за восстановление монастыря взялся игумен Рафаил. Было принято решение обнести обитель стеной с башнями.
Так в XVII веке в монастыре появились Святые ворота, которые сохранились до наших дней. Это лаконичное и приземистое строение, что характерно для древнерусской архитектуры. Нет никаких излишеств, на них даже не стали устанавливать надвратную церковь, как это почти всегда делали позднее. Интересным образцом классического русского зодчества являются фасады ворот, украшенные несложными карнизами с поребриками. С севера и юга проезд обрамлен парами наполовину утопленных колонн. Во второй половине XIX века ворота достраивались, сбоку появилась пристройка стандартной конструкции «восьмерик на четверике», похожая на часовню. Здесь на первом ярусе находился колодец, а на втором — водонапорный бак. Эту пристройку так и стали именовать часовней-колодцем. В ходе современной реставрации святые ворота были увенчаны еще и одноярусной звонницей. Согласно архивным документам, изначально над воротами была только деревянная восьмигранная надстройка, увенчанная главкой.
Еще одна древняя церковь обители – это церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В дереве она была построена еще в XVII веке, но пожары её не щадили. Сестра Петра I Наталья Алексеевна пожертвовала средства на строительство каменного храма, который был возведён уже к 1710 году. Изначально купола храма были покрыты деревянной «чешуёй», к концу XVIII века она была заменена черепицей. У церковных икон появились дорогостоящие оклады с жемчугом, что спровоцировало ограбление храма. Пропавшие ценности удалось найти лишь частично. Пожары во Введенском храме продолжали случаться даже после перестройки его в камне.
После очередного ремонта в 1836 году на главах храма появились позолоченные звёзды и кресты. Церковь была зимней, то есть отапливаемой. Изначально «тёплым» храм делали изразцовые печи, но после 1860 года в нём установили систему духового отопления. Для этого в подвале храма разместили духовую механическую печь, но её мощности все-таки не хватило. И в 1875 году железную печь поставили прямо в одном из приделов. Сегодня этот храм радует глаз гостей обители, сочетая в себе основательность и приземистость древнерусского стиля с легкостью, которую придают ему бело-голубые «богородичные» цвета и звёздное небо куполов.
Церковь Казанской иконы Божией матери была построена в 1714 году при монастырской больнице. Как и Введенскую церковь её возвели на средства Натальи Алексеевны, сестры Петра I. Во время одного из посещений монастыря царевна Наталья заметила, что пожилым монахиням в больнице нужна церковь, которую им было бы проще посещать. Она выделила деньги на постройку Казанской церкви, а рядом с ней были возведены двухэтажные больничные палаты. Новую больницу соединили с церковью переходом.
Прежняя монастырская больница не сохранилась. Но в наши дни Феодоровский женский монастырь взял на своё попечение комплекс зданий бывшей земской больницы Переславля-Залесского, которую с 1910 по 1917 годы возглавлял земский врач и хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, автор знаменитых очерков по гнойной хирургии. Сегодня он известен ещё и как святитель Лука Крымский — почитаемый русский святой нового времени. Монахини надеются в будущем создать здесь лечебно-мемориальный центр святого Луки.