Читая книгу Екклесиаста, мы находим уникальные наставления от первого лица. Автор, имея на то возможность, предпринимает исследование всего, что может порадовать человеческую душу. По крайней мере всего того, что в повседневной жизни представляется людям ценным, он стремился испытать на себе. Тысячи лет спустя, мы так и не знаем, сам ли он обладал всем тем, что перечисляет, или, как воистину мудрый человек, познал истину на чьем-то опыте.
“Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это было моею долею от всех трудов моих.” Казалось бы, здесь проявляется замечательный пример того, как следует наслаждаться результатами своего труда. Однако, горькая нота, как мы заметили, неизбежна у Екклесиаста. “И оглянулся я на все дела мои, и на труд, которым трудился я делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!” (2:10, 11) “Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!” (2:22, 23)
Из всего, что мы достигаем в этом мире, в конечном счете нам ничего не принадлежит. Будь то драгоценности, они могут быть украдены, разбиты или сломаны, в зависимости от того, о чем идет речь. Будь то преданный нам друг, он может предать в самый неожиданный момент. Даже то, что принадлежит нам в данный момент, приносит беспокойство и переживания о том, как обезопасить свои владения или еще расширить их. Ничем не владея, мы мучаемся, но заполучив то, о чем мечтали, порой мучаемся еще больше. Иногда кажется, что Бог будто потешается над человеком, давая ему то, чего он желал более всего и доказывая, насколько бесполезной эта вещь оказалась на самом деле.
Открывая нам мудрость свыше, Екклесиаст доказывает, что сама суета от материальных владений не происходит. Все, что достается нам в этом мире, в конечном счете происходит от Бога и нам следует наслаждаться тем, что дано нам в этой жизни, потому что ничего другого в материальном мире нам не предстоит. “Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий” (3:11-13) И далее, вновь: “И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий. Не долго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостию сердца его.”(5:18)
Некоторые критики Екклесиаста усматривают в этих строках только то, что будучи состоятельным человеком, он защищает богатых. Будто он доказывает, что богатство – от Бога и потому принадлежит власть имущим по праву. Однако, беспощадная критика богатства, которую мы находим у автора, доказывает, что он далек от того, чтобы кого-либо оправдывать. Скорее он пытается показать нам разнообразные ситуации и отсутствие единого правила связанного с властью и богатством. Эту критику вряд ли можно услышать от того, кто дорожит своим положением.
“Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть и мучительный недуг, который видел я под солнцем; богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.” Здесь Екклесиаст образно описывает недуг некоторых богатых людей, озабоченность накоплением, при которой человек теряет всякое удовольствие от того, чем владеет, когда накопление становится самоцелью, угнетающей человека. Неслучайно он вставляет такую красочную строку: “А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.” (5:16)
Чем же объяснить такое отрешенное от мира отношение Екклесиаста к желаемым вещам, к тому, чем он с другой стороны призывает наслаждаться в дни жизней наших? С одной стороны это разочарование во всем, что можно накопить “под солнцем”, то есть в этом мире. Мы можем спорить, что у него не было таких технических новинок, как современные автомобили, самолеты, яхты. Однако, так ли это важно, чем именно он обладал? Судя по его книге он обладал всем, чего мог пожелать и наблюдал других знатных особ, которые обладали всем, что было пределом желаний в те дни. Однако, это не приносило душевного удовлетворения. Даже обладая несметным богатством, человек продолжает мучиться от желания еще большего, от боязни потерять достигнутое, от того что все накопленное, во что он вложил свои усилия, достанется неизвестно кому.
Екклесиаст по этому поводу произносит весьма резкие слова: “Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его; потому что напрасно пришел, и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. Он даже и не видел и не знал солнца; и ему покойнее, нежели тому.” (6:3-5) Или, возвращаясь к главе четвертой, читаем краткое выражение той же истины: “Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.”
Неоднозначность Екклесиаста состоит в том, что он не приписывает томление, или мучение души материальному избытку. Однако, он учит нас правильному отношению к материальным ценностям. Екклесиаст напоминает нам, что все в этом мире дано нам Богом, чтобы наслаждаться в дни жизни, и что наша власть над этими владениями ограничена. Поэтому нет смысла пытаться удержать все под своим контролем, хотя бы потому что в конечном счете это будет принадлежать кому-то другому. Если, читая Екклесиаста, держать в поле зрения Бога, то становится понятно, что он имеет в виду, и для чего он один за другим строит свои противоречивые высказывания и примеры.
Отталкивая прочь страстное желание богатства, а потом доказывая, что богатство само по себе не есть зло, Екклесиаст дает нам и полезные советы. В конце своей книги он говорит, что надо делиться с другими: “Отпускай свой хлеб по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.” Кто-то из вас возможно слышал другую интерпретацию этого принципа – делай добро незнакомым людям, и цепь добрых дел когда-нибудь замкнется на тебе. В заключение приведем еще один удивительно современный совет о том, что свои средства надо вкладывать в различные вещи: “Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.” Как верно сказано! Бог не дает нам знания о том, какое из наших начинаний уцелеет, но дает духовную мудрость, чтобы выстоять времена, когда кажется, что все безнадежно.