После посещения Серафимо-Дивеевской обители мы решили заглянуть в город Арзамас. Его возникновение связывают с присоединением к русским землям в середине XVI века земель мордовских эрзя после победы над Казанским ханством. Отсюда и этимология названия. На месте нынешнего города в этот период была построена пограничная военная крепость Арзамас, от которой до наших дней уцелело лишь название. После окончания военных действий оказалось, что город очень удобно расположен на пересечении торговых путей. Город стал богатеть, а расцвет его пришелся на период с середины XVIII до середины XIX века. Тогда в городе было построено около тридцати каменных храмов.
После победы над Наполеоном арзамасцы приняли решение возвести в городе отдельный собор в память об этом событии. Строительство было начато за государственный счёт, но на главной площади города установили специальный короб для пожертвований, чтобы каждый горожанин смог посильно поучаствовать. Проектированием собора занялся уроженец Арзамаса Михаил Коринфский. Михаил проходил практику на строительстве Казанского Собора в Петербурге под руководством архитектора Андрея Воронихина. Позже Михаил представил свой проект Воскресенского собора как выпускную квалификационную работу Совету Академии художеств Петербурга. Совет одобрил проект в стиле позднего классицизма, а Михаил Петрович получил за свою работу серебряную медаль.
Воскресенский собор стоит на главной площади города – Соборной. Наш визит в Арзамас совпал с празднованием дня города, так что повсюду были праздничные украшения и растяжки.
А Соборная площадь была центром празднования.
На просторную Соборную площадь выходят пять церквей, несколько особняков и торговых зданий. С неё же можно заглянуть и в Николаевский монастырь.
В этом монастыре жила монахиня Марфа, знаменитая тем, что примкнула к восстанию Степана Разина и, покинув монастырь, возглавила отряд крестьян и казаков под именем Алёны. По легенде, численность отряда Алёны Арзамасской в лучшие времена доходила до семисот человек, и с ним она смогла захватить целый город Темников. Когда город был взят царскими войсками, а Алёна схвачена, её за разбойную деятельность приговорили к сожжению. Говорят, что Алёна последнюю свою оборону держала в церкви. Когда у неё закончились стрелы, она крепко ухватилась за алтарь. Солдаты с трудом смогли разжать её руки. О силе разбойницы можно судить еще и по тому, что никто из стрельцов не смог натянуть её лук. По легенде, Алёна выдержала все пытки и сама вошла в шалаш, приготовленный для сожжения. Памятник знаменитой Алёне Арзамасской хотели поставить еще в прошлом веке, вели переговоры со скульптором Клыковым, но не сложилось. Все-таки фигура очень неоднозначная, пусть и легендарная.
Не менее легендарным является и арзамасский гусь. Памятник ему можно увидеть на улице Карла Маркса. В городе выращивали специальную боевую породу крупноразмерных гусей. Такого гуся было не зазорно купить как для боя, так и на жаркое. Боевой гусь был вынослив, так что до места продажи его гнали своим ходом. Говорят, что этих гусей могли гнать до Владимира и даже до самой Москвы. Чтобы лапки гусей не стёрлись от такого длинного пешего пути, их прогоняли сначала по разлитому смоляному вару, а потом по песку. Таких «подкованных» гусей в башмачках уже можно было отправлять в дорогу. А улицу, на которой всё это происходило, так и стали называть – Прогонной.
Знаменитым арзамасцем был писатель Аркадий Гайдар. Его семья переехала в Арзамас в 1912 году, когда Аркадию было восемь лет. Здесь его приняли в реальное училище. Когда отца писателя забрали на фронт, он предпринял попытку убежать к нему, но был пойман на вокзале Нижнего Новгорода. После этого инцидента учитель по географии поставил Аркадию двойку за то, что мальчик «не в ту сторону бежал». Настоящая фамилия Аркадия – Голиков. Одна из версий происхождения псевдонима писателя такова: в детстве Аркадий был увлечён шифрами. Поэтому фамилию «Гайдар» следует разбирать именно как шифр. Первая буква «г» здесь — это первая буква фамилии писателя (Голиков), «а» и «й» — первая и последняя буквы имени (Аркадий). В школе мальчик изучал французский язык и включил в своё новое имя приставку д’, означающую принадлежность. «Ар» – ни что иное, как Арзамас. Таким образом получаем: Голиков Аркадий из Арзамаса. Сначала он подписывался просто «Гайдар», без имени, так как оно уже было включено в этот псевдоним. В Арзамасе можно посетить дом-музей Аркадия Гайдара, где сохранена подлинная обстановка, а вещи действительно принадлежали его семье.
На Соборной площади рядом с Воскресенским собором вы сможете заметить белокаменный храм в переходной стилистике от барокко к классицизму. Это церковь иконы Богоматери «Живоносный источник». Её возвели в конце XVIII века как зимний отапливаемый храм. В холодное время именно здесь проходили богослужения, и сюда же переносили для сохранности главные иконы Воскресенского собора.
На площади Гагарина мы увидели красивую Знаменскую церковь 1801 года постройки.
А совсем недалеко от неё – церковь Сошествия Святаго Духа. Она стоит на месте Троицкого монастыря XVII века.
Нам рассказывали, как удручающе смотрелись в советское время заброшенные арзамасские церкви, с которых были сброшены кресты. А ведь храмами наполнен весь центр города. Сейчас арзамасцам удалось вернуть своему городу былую красоту. И прогулки по его улицам и площадям снова радуют гостей города и его жителей.