Пандемия внесла свои коррективы в планы каждого из нас. Мы были ограничены в перемещениях даже внутри своего региона. Это был нелегкий период для тех, кто не привык так долго сидеть на одном месте. Как только пропускной режим в Москве и Подмосковье был отменён, мы запланировали первый «пробный» выезд в обитель преподобного Иосифа Волоцкого.
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь расположен примерно в двух часах езды от Москвы в селе Теряево Волоколамского района Московской области. Это живописное место близ двух озер – Гурьевского и Иосифского, объединенных общим названием Теряевские пруды. Иосифский пруд был вырыт еще при жизни основателя монастыря, Гурьевский появился лишь в XVI веке и получил свое название в честь игумена монастыря Гурия. Возле Кузнечной башни монастыря можно обнаружить третий пруд, получивший название Подстенного. Он покрыт густой ряской, сильно зарос тростником и картах обозначается редко.
Если вы хотите провести выходные или отпуск в спокойной и умиротворяющей атмосфере монастырской жизни, то можете воспользоваться услугами паломнической гостиницы. Она полностью возобновила свою работу после пандемии.
Монастырь сегодня носит статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархиальной власти и находящегося в непосредственном подчинении у Патриарха и Синода.
Обитель была основана преподобным Иосифом Волоцким в 1479 году на средства князя Бориса Васильевича Волоцкого. Среди святынь монастыря особенно почитаются мощи и вериги преподобного Иосифа, а также Волоколамская икона Божьей Матери, написанная в конце XVI века.
Успенский собор, главный храм монастыря, трижды перестраивался полностью. Первая церковь 1479 года была деревянной. В 1486 году был освящен новый белокаменный собор, который позднее был разобран по причине ветхости. А в 1688 году на его месте выстроили тот самый собор, который путешественники и паломники могут увидеть, если решат посетить обитель сегодня.
Интересно, что именно в этом монастыре был открыт первый в России музей Библии. Это не удивительно, ведь Иосифо-Волоцкий монастырь уже к середине XVI века обладал значительной рукописной библиотекой, а переписывание книг было одним из монашеских послушаний.
В экспозиции музея представлен ряд интересных и редких экземпляров эпохи книгопечатания. Здесь, например, можно увидеть подлинник Острожской Библии — первой печатной Библии, изданной русским первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году при содействии князя Константина Острожского. Еще один интересный экспонат коллекции — Евангелие Московского печатного двора 1633 года. На нем имеется надпись, сделанная рукой подьячего Приказа Большого дворца Любима Османова от лица царя Михаила Фёдоровича Романова. В музее на страницах Евангелия Киево-Печерской Лавры 1746 года можно увидеть гравюры киевского мастера восемнадцатого века Аверкия Козачковского. Самой же старой книгой музейного собрания является Парижская Библия 1568 года.
Иосиф Волоцкий и его последователи (иосифляне) в историческом контексте стали известны благодаря спору с Нилом Сорским и его учениками (нестяжателями). Иосиф Волоцкий твердо стоял на том, что монастырям необходимо сохранить право на владение землями и другим имуществом. Нил Сорский настаивал на идеалах раннего христианства, призывал к аскетизму и стал основателем скитского жительства среди монашествующих. Хотя победа в данном противостоянии осталась за Иосифом Волоцким, Нил Сорский был причислен к лику святых Русской православной церкви наряду со своим оппонентом.
Иосифо-Волоцкий монастырь известен не только благодаря своему основателю и книгам, в нём хранящимся. Он так же был и местом заточения людей неугодных церковной или светской власти. Сюда в разное время отправляли для испытаний и исправления Вассиана Косого, Максима Грека, Василия Шуйского, еретиков Матвея Башкина и Василия Курицына, раскольника Герасима Фирсова.
Нам повезло с погодой, ясным и теплым днём особенно приятно идти вдоль монастырских стен. Можно отдохнуть на просторной деревянной пристани в форме креста. Ее конструкция позволяет зимой использовать квадратное отверстие в центре в качестве купели в период крещенских купаний. Летом же это место было облюбовано утками. Их кряканье и колокольный звон стали для нас музыкальным фоном этого места.
Наиболее величественный вид на обитель открывается с полоски суши между двумя озерами. Именно это место любимо художниками. Мольберты сами по себе становятся примечательной деталью местного пейзажа.
Среди зарослей тростника можно обнаружить несколько спусков к воде, которые используются местными жителями для купания и рыбалки. Есть и небольшой песчаный пляж с удобным заходом в воду, который служит местом притяжения для любителей позагорать и отдохнуть у воды. Сразу за озёрами начинается линия жилых домов, больше подходящих под определение «дачи».
Сам монастырь, пруды, сельские улицы – идеальное место для того, чтобы провести день неспешно прогуливаясь, разговаривая с другом или размышляя в одиночестве. Это место – хороший выбор для однодневной самостоятельной поездки. От пешей прогулки у вас может появиться лишь приятная усталость. Если вы приехали сюда летом, то можно поплавать в пруду, если вы, конечно, предусмотрительно взяли с собой купальные принадлежности.
Особенно чувствуется атмосфера подмосковного лета на тропинках, огибающих озёра. Где-то они широки и похожи на проселочные дороги, а где-то совсем узкие. Тебя окружают стены высокой травы. Она яркая, сочная, пахнет солнцем и звучит миллионами стрекочущих созданий. Из прибрежных зарослей доносится разноголосый щебет птиц.
В такие моменты хочется поставить жизнь на паузу, запомнить этот летний день вместе со всеми его звуками и запахами, с припекающим солнцем, с легким прикосновением ветра к твоей щеке. Хранить его как драгоценность в своей шкатулке с сокровищами, подаренными нашим огромным и прекрасным миром. И если достать такое воспоминание холодным зимним вечером, то оно обязательно добавит света и тепла, которого нам так не хватает в холодное время года.