Пришло время рассказать о главной достопримечательности Соловецких островов – Спасо-Преображенском Соловецком монастыре.
Его история началась еще в XV веке, когда православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова в Белом море. Начало монашеской жизни обители здесь отсчитывают с 1429 года, именно тогда иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Иноки воздвигли крест и построили келью у озера недалеко от берега Сосновой губы. Так монахи прожили шесть лет.
Когда однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк, Савватий, оставшись один, почувствовал свою скорую кончину. Желая причаститься перед смертью, Савватий отправился на материк, где и умер. Преподобный Герман встретил в Поморье Зосиму, которому рассказал о монашеской жизни на Соловках. В 1436 году на Большой Соловецкий остров Герман прибыл уже с Зосимой. Однажды преподобному Зосиме в видении явилась церковь, на месте того видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной частью. Тогда же заложили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новому монастырю Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики была дана грамота на вечное владение Соловецкими островами. Права монастыря в дальнейшем неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители лишь после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не смогли вынести тягот жизни на пустынном острове.
Братия монастыря не забыла и про преподобного Савватия, похороненного на материке. В 1465 году его мощи перенесли из селения Сорока, что на реке Выг, в Соловецкий монастырь. Мощи были положены в часовне за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Зосима в 1478 году был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. Преподобный Герман повторил судьбу Савватия, встретив свою кончину на материке, где находился по делам монастыря. Его мощи были перенесены в обитель спустя пять лет. Именно со слов преподобного Германа в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже — игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы, записал повествование о первых соловецких подвижниках. Эта рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре. В 1547 году при Московском Митрополите Макарии на Церковном Соборе преподобные Зосима и Савватий были причислены к лику святых.
Каменное строительство в монастыре началось в годы игуменства святителя Филиппа (1548 — 1566), будущего митрополита Московского. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря построили каменный храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами. Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство, прокладывались дороги, озера соединялись каналами, на острове Большая Муксалма было заведено животноводческое хозяйство. В 1558 году заложен главный храм обители – каменный Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Строительство было завершено в 1566, а мощи первооснователей Соловецких были перенесены в его придел. Мощи самого митрополита Филиппа, погибшего в 1569 году от руки Малюты Скуратова, были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах строительство было продолжено, из природного камня возводились мощные стены и башни, а очертания стен обители стали напоминать корабль. Ответственным за строительство был старец Трифон (Кологривов), в 1601 году он возвел над Святыми вратами церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1646 году по поручению царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа были открыты мощи святителя Филиппа, их торжественно поставили в Спасо-Преображенском соборе. В 1652 году по царскому указу состоялось перенесение мощей митрополита Московского Филиппа в Успенский собор Московского Кремля.
История отношений монастыря и власти не была безоблачной. Время с 1668 по 1676 годы стало известно как «Соловецкое сидение» — восстание иноков против церковных реформ патриарха Никона. Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением, что привело к разорению монастыря. Посещение обители Петром I стало свидетельством прощения опального монастыря. В 1764 году по высочайшему указу в государственное владение перешли многие церковные и монастырские земли. Таким образом, государство, взяв в свое управление Соловецкие вотчины, приняло на себе обязанность защищать обитель и весь северный край от неприятеля. К 1765 году монастырь становится ставропигиальным — из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.
В 1777 году была построена каменная колокольня, а в 1798 году возведена больничная церковь во имя святителя Филиппа. К 1834 году завершено строительство церкви святителя Николая. В 1854 году, во время Крымской войны, древние крепостные стены выдержали нападение с моря англо-французской эскадры. Оборону монастыря тогда возглавлял архимандрит Александр (Павлович).
После героической обороны в 1858 году монастырь посетил император Александр II. С тех пор количество паломников стало увеличиваться. В 1859 году был построен Свято-Троицкий собор (внутренняя отделка была завершена в 1862 году). Теперь здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, в 1860 году построили церковь в его честь. Обитель принимала множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год, перевозки по морю осуществляли монастырские пароходы.
После революции монастырь был закрыт, а в 1923 году — превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). В те годы около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали «инструкторами» на монастырских промыслах, в качестве исключения им разрешалось совершать богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. Лишь в 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения были запрещены. С 1961 года началась реставрация храмовых и хозяйственных строений Соловецкого монастыря. В 1967 году был создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и в настоящее время. В 1990 году монастырь был вновь открыт. Интересно, что тогда в монастыре появилась новая традиция – при постриге в монашество имена стали давать по жребию из числа имен Соловецких святых. Кому-то досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому — Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. В 1992 году была освящена надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. Восстановление обители потребовало больших усилий.
Сегодня в монастыре, кроме самих храмов, открыты оформленные специально для туристов и паломников объекты. Можно осмотреть, например, монастырскую келью XVII века. Для посетителей представлен макет Соловецкого монастыря в миниатюре.
В стенах монастыря даже разбиты несколько грядок.
Осмотрев, сколько могли, за то непродолжительное время, что мы провели на Соловках, мы отправились в обратный путь с Тамариного причала.
Соловецкий монастырь остался позади, а мы увозили с собой новые впечатления, полученные в этом удивительном месте.