Смоленская земля – родина любимого многими поэта и писателя Александра Трифоновича Твардовского. В Смоленске мне действительно хотелось посетить места, связанные с именем этого талантливого человека. Объявленный в стране локдаун наложил некоторые ограничения на мои планы, но что-то посмотреть все-таки удалось. Даже опустившийся на город туман не стал препятствием, а скорее создал особую атмосферу для моей прогулки.
Твардовский родился в 1910 году на хуторе Загорье Смоленской области. Уже с 14 лет он стал писать заметки для смоленской газеты, первое стихотворение поэта было напечатано в газете «Смоленская деревня» в 1925 году. В 1928 году писатель переехал в Смоленск и был принят в Ассоциацию пролетарских писателей. Здесь он пишет и публикуется, а в 1932 году поступает в Смоленский педагогический институт.
К институту можно подняться от главной улицы Смоленска – Большой Советской (прежнее название – Большая Благовещенская).
Рекомендуем подниматься от Большой Советской улицы по улице Козлова.
В Смоленске говорят, что город стоит на семи холмах. По ощущениям их гораздо больше. Прогулки по исторической части города – это бесконечные спуски и подъёмы. Но трудозатратность таких прогулок с лихвой окупается прекрасными видами с высоты, которыми вы не в каждом городе сможете себя побаловать.
Улица Козлова упирается прямо в Вознесенский женский монастырь. Именно ему принадлежало здание женского епархиального училища, в котором впоследствии был открыт Смоленский педагогический институт. Сам монастырь был построен иезуитами в 1630-х годах, когда Смоленск был под властью Речи Посполитой. В 1654 году при царе Алексее Михайловиче город был снова возвращен Государству Российскому. После этого иезуитский монастырь преобразовали в православную женскую обитель.
Главный собор монастыря – Вознесенский. Его перестроили в камне при Петре I. Над собором работал знаменитый московский зодчий Осип Старцев, приверженец стиля «московское барокко». В советские годы от полного разрушения собор спасло открытие в нём выставочного зала. Сейчас монастырь действует.
Дальше идет поворот на улицу Конёнкова, а с неё на улицу Пржвальского. На стыке этих улиц установлен памятник знаменитому скульптору Сергею Тимофеевичу Конёнкову, родившемуся в селе Караковичи Смоленской области.
На улице Пржвальского стоит то самое здание женского епархиального училища, построенное к 1901 году. В 1918 году училище преобразовали в Смоленский университет, а в 1930 году в Смоленский педагогический институт. Сегодня это Смоленский государственный университет. В память о том, что здесь учился Александр Трифонович, на здании разместили мемориальную табличку.
В 1936 году Твардовский поступает на третий курс Московского института философии, литературы и истории и переезжает в Москву. Семья поэта в тот момент была раскулачена и сослана в Кировскую область, а хутор был сожжен. Родственники Твардовского были реабилитированы лишь в 1996 году.
В 1941-1942 годах Твардовский работал военным корреспондентом и писал главы для своей знаменитой поэмы «Василий Тёркин». По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда». О популярности поэмы на передовой говорил тот факт, что листы со стихами жили дольше обычного, не скуривались сразу по прочтении.
В 1943 году Твардовский вернулся в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. Здесь ему вместе с вернувшимися из ссылки родителями, сестрами и племянниками дали квартиру в Запольном переулке. Дом Твардовского найти не слишком сложно, этот район и сейчас выглядит городской окраиной, хотя официальный центр города совсем рядом.
На доме установлена мемориальная табличка.
Поэт жил в доме №4 с сентября 1943 года по март 1944-го, пока редакция газеты находилась недалеко от города. Именно в этих стенах создавалась поэма «Дом у дороги», «За далью — даль» и некоторые главы «Василия Тёркина». Твардовский выбирает для поэмы лишь военный отрезок жизни героя – «книга про бойца без начала, без конца». Он понимает, как неоднозначна жизнь вне фронта: «Почему же без конца? Просто жалко молодца».
В ноябре 1990 года музей-квартиру Твардовского открывают для посещения. В настоящее время визит в музей возможен в дни без слишком жёстких ограничений и только по предварительной записи.
У подножия дома течет небольшая речка Рачёвка, больше похожая на ручей. Через неё перекинут Чёртов мост. В тот день он утопал в тумане. Твардовский в 1943 году вернулся в послеоккупационный город, и об этих местах он пишет своё стихотворение «В Смоленске»:
Дымок из форточки подвала,
Тропа к колодцу в Чертов ров…
Два только года. Жизнь с начала –
С огня, с воды, с охапки дров.
Какой-то немец в этом доме
Сушил над печкою носки,
Трубу железную в проломе
Стены устроив мастерски.
Мне жаль тепла, угла и крова,
Дневного света жаль в дому,
Всего, что, может быть, здорово
Иль было радостно ему.
Мне каждой жаль тропы и стежки,
Где проходил он по земле,
Заката, что при нем в окошке
Играл вот так же на стекле.
Твардовский продолжает эту тему в «Василии Тёркине»:
И в твоей родимой речке
Мылся немец тыловой.
На твоем сидел крылечке
С непокрытой головой.
И кругом его порядки,
И немецкий, привозной
На смоленской узкой грядке
Зеленел салат весной.
И ходил сторонкой, боком
Ты по улочке своей, —
Уберегся ненароком,
Жить живи, дышать не смей.
Склон, спускающийся от дома писателя к речке, сейчас засажен деревьями, на которых развешаны кормушки.
Здесь можно понаблюдать за птицами и белками, снующими между ними в поисках зёрнышек. Очень мирное и успокаивающее зрелище.
В самом центре Смоленска, на площади Победы у Крепостной стены, установлен необычный двойной памятник автору и его герою. Совместный памятник Александру Трифоновичу Твардовскому и Василию Тёркину появился здесь в 1995 году. Памятник создал смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев.
Родной хутор писателя Загорье был уничтожен еще в годы репрессий. Твардовский вернулся туда снова осенью 1943 года вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии. Поэт был потрясён увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне».
В 1986 году, уже после смерти поэта, на бывшем хуторе были начаты реставрационно-восстановительные работы крестьянского подворья Твардовских. А в 1988 году, накануне дня рождения поэта, был открыт мемориальный музей-усадьба Твардовского. К сожалению, в связи с жёсткими ограничениями, побывать в усадьбе не получилось.
Таким мне удалось увидеть Смоленск Твардовского. Город, за судьбу которого в годы Великой Отечественной войны болела душа поэта. Твардовский в своих стихах оплакивал всех погибших на той войне солдат. Достаточно перечитать «Я убит подо Ржевом» или «В тот день, когда окончилась война…», чтобы ощутить его боль. И здесь хочется вспомнить совсем небольшое стихотворение поэта, высвечивающее неизменно возникающее у живых щемящее чувство вины перед мёртвыми:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…