Прогулка по Бульварному кольцу – один из приятных маршрутов для любителей пешей ходьбы в летнем городе. Когда я оказываюсь на Рождественском бульваре, моё внимание неизменно привлекает огромный белый храм, что поднимается над невысокими домами исторического центра города. Это храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря. Для того, чтобы посетить сам монастырь, мне нужно было свернуть с Бульварного кольца на улицу Большая Лубянка. Именно там находится главный вход в обитель.
Церковь Новомучеников, так завладевшая моим вниманием, была построена совсем недавно. Патриарх Кирилл освятил храм 25 мая 2017 года в присутствии Президента России и митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма стал тогдашний наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), сейчас он является митрополитом Псковским и Порховским. Митрополит Тихон так рассказывал об идее построить новый храм: «Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей». Следует отметить, что на возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги «Несвятые святые». Для него строительство храма действительно стало важной практической и духовной задачей.
До появления на территории монастыря храма в честь новомучеников, здесь в 1995 году был установлен памятный крест в память о пострадавших за веру. Он был освящен Патриархом Алексием II.
Символично, что до появления на этом месте монастыря здесь было Кучково поле, которое было отведено для казни преступников. Поле так было названо в честь боярина Степана Ивановича Кучки, которому принадлежали эти земли. На этом поле был казнён Иван Васильевич Вельяминов — сын последнего московского тысяцкого. Иван выступил на стороне князя Михаила Тверского в ходе междоусобной борьбы. Считается, что в Московском государстве это была первая публичная казнь.
Земли вокруг Кучкова поля постепенно заселялись, так что возникла необходимость в строительстве приходской церкви. К 1385 году был построен храм в честь Марии Египетской. Чуть позже рядом возвели храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, который был построен на месте встречи чудотворного образа. Почему же это событие стало таким важным для Москвы?
В 1395 году к Москве с юга подошло войско Тамерлана. Противостоять этому нашествию город тогда не мог. Оставалось надеяться только на небесное заступничество. Митрополит Киприан и великий князь Василий I, старший сын Дмитрия Донского, приняли решение о переносе крестным ходом из города Владимира-на-Клязьме Владимирской иконы Божией Матери.
Икону встретили на Кучковом поле и отслужили молебен у деревянного храма преподобной Марии Египетской. В летописи об этом событии сказано: «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». «Сретение» — значит «встреча». По преданию, той же ночью Тамерлан увидел во сне, как с небес на землю опустился столп света, в нем появилась женщина, окруженная ангельским войском, и повелела ему покинуть Москву. Советники объяснили напуганному хану, что та женщина – мать христианского Бога. Считается, что Тамерлан был настолько впечатлен сновидением, что развернул войска на юг и обрушился на хана Золотой Орды Тохтамыша, которому Москва платила дань. Этот внутренний раздор стал свидетельством ослабления Орды.
На месте встречи чудотворной Владимирской иконы была построена деревянная церковь Сретения, а в 1397 году князь Василий I объявил о создании Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла и приходская церковь преподобной Марии Египетской. Саму икону Владимирской Божией Матери поместили в Успенском соборе Кремля, и каждый год на праздник Сретения её переносили крестным ходом в Сретенский монастырь. При Иване III деревянные храмы обители были перестроены в камне.
К 1679 году собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был снова перестроен, и именно в таком облике он сохранился до наших дней. В начале XVIII века к Сретенскому собору пристроили придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а к храму преподобной Марии Египетской – придел в честь праздника Сретения Господня. Тогда же из Константинополя привезли частицу мощей преподобной Марии Египетской. Обновлённый Сретенский собор был расписан по заказу стольника Семена Федоровича Грибоедова, предка известного драматурга, особыми фресками – в древнерусском стиле.
Монастырь, как и большинство обителей в советское время, пережил период разграбления и запустения. Перед самым закрытием монастыря в 1925 году здесь был пострижен в рясофор Сергей Михайлович Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
За восстановление обители взялся отец Тихон (Шевкунов). Директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого Зураб Михайлович Чавчавадзе вспоминает: «Когда отец Тихон пришел в Сретенский монастырь, у монастыря не было ничего, даже забора, который бы огораживал храм от проезжей части Большой Лубянской улицы».
Была проделана огромная работа, сейчас монастырь выглядит полностью восстановленным. На территории даже есть небольшой пруд с рыбками, а монастырские стены украшены интересной керамикой. Если вам случиться прогуливаться по Рождественскому бульвару, рекомендуем заглянуть и в Сретенский монастырь, это очень приятное место, уже давно вписавшее себя в исторический контекст столицы.