Ермоловский театр располагается в одном из самых крупных особняков на Тверской улице. Интересно, что этот особняк всегда был привязан к женскому имени. Само здание было выстроено в виде пассажа в XIX веке и получило название по фамилии владелицы – Пассаж Постниковой. Театр Ермоловой разместился в этом здании в 1946 году.
Хорошо, когда перед спектаклем есть немного времени на прогулку. Тогда подойти к театру можно со стороны пешеходной улицы Кузнецкий мост, переходящей в Камергерский переулок. Среди гуляющих здесь вы сможете встретить Сергея Сергеевича Прокофьева.
Посмотреть на Антона Павловича Чехова, стоящего напротив Московского Художественного театра, названного в его честь.
И, наконец, подойти к Тверской улице, где уже замерли в ожидании Станиславский и Немирович-Данченко.
Столичная культурная жизнь никогда не стояла на месте, Москва и сегодня пробует новые направления, новые жанры, приветствует взаимопроникновение внутри разных сфер искусства. Важной составляющей общего культурного потока является театральная жизнь Москвы. Здесь есть как старые «заслуженные» театры со своей историей, так и новаторские труппы, отвечающие на зрительский запрос человека, живущего здесь и сейчас, желающего что-то понять про своё время и себя самого в нём. Видя такое разделение, некоторые «классические» театральные площадки захотели встать на путь изменений, при этом не изменив себе. В ряд театров были назначены новые художественные руководители с собственным взглядом на то, каким должен быть театр в XXI веке. Некоторые театры пережили при этом болезненный процесс переформирования своих трупп и репертуарной политики. Такие изменения проводят с единственной целью – сделать театр интересным для большего количества людей. Следует заметить, что практически никогда из старых театров не уходит так называемая «классическая классика», увидеть постановки по Островскому, Грибоедову, Чехову без заметных новшеств или слишком кричащих о себе «режиссерских» трактовок в Москве можно почти в любой день, театров и театральных площадок здесь достаточно. Но к этой базе, стержню, хребту, если хотите, традиционный театр теперь с готовность добавляет постановки по пьесам современных драматургов, работает на контрактной основе с приглашенными российскими и зарубежными режиссерами, прислушивается к их взгляду на современный мир и присматривается к их видению всем известных произведений.
Московский драматический театр имени Марии Николаевны Ермоловой сегодня стал местом притяжения для молодых актёров и для того зрителя, которого эти актёры за собой привели благодаря своим ролям в кино. Новый виток в жизни театра случился в 2012 году, когда художественный руководитель театра народный артист Владимир Алексеевич Андреев пригласил сменить его на своём посту Олега Евгеньевича Меньшикова. Олег Меньшиков был актёром Ермоловского в восьмидесятых годах, Владимир Андреев звал его назад, для театра он не был чужим. Олег Евгеньевич согласился принять на себя новую роль – художественного руководителя и директора театра, сделав Владимира Андреева пожизненным президентом Ермоловского.
В 2013 году Меньшиков привлёк в театр теперь уже всем известного актёра Александра Петрова, на тот момент еще не ставшего заметным для широкого зрителя. Петров признавался, что в тот период своей жизни он чуть было не принял решение совсем «завязать» с театром и готовить себя только к киноролям: «…проработав три месяца в театре Et Cetera, [я] написал заявление об уходе. Потому что мне не нравилось, когда мне говорили, хотя обещали главные роли, сиди и не выступай, ты никто и звать тебя никак, тебя никто не знает, ты только окончил институт. А я говорю: не, не моё. Сразу же открылась другая дверь. Олег Евгеньевич просто с ноги мне её открыл и сказал: «Заходи, Саня, будем знакомы». Мне эта дверь понравилась больше. Это как вино, которое выпиваешь, делаешь первый глоток и понимаешь: вот это точно оно, и вечер будет классным. Вот так и у меня в театре Ермоловой».
Сейчас в труппе театра состоит целый ряд артистов нового поколения, уже получивших широкую известность благодаря своим ролям на больших и малых экранах: Кристина Асмус, Стася Милославская, Дарья Мельникова, Филипп Ершов и другие.
Знаменитый театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский писал: «Не будем говорить, что театр — школа. Нет, театр — развлечение. Нам невыгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим».
Олег Меньшиков до определенной степени следует этому завету классика. Признавая, что театр – развлечение, он старается создать такую модель театра, которая будет открыта для нового в творческом плане, будет комфортна и привлекательна для публики и интересна для самих актёров.
Сейчас у Ермоловского за спиной 95 театральных сезонов. Свою историю он отсчитывает с 1925 года, когда группа выпускников театральной студии при Малом театре создаёт передвижную труппу и называет её в честь актрисы Марии Николаевны Ермоловой, на что она даёт своё благословение. Мария Ермолова была драматической актрисой Малого театра. Константин Сергеевич Станиславский называл её величайшей из виденных им актёров. Мария Ермолова получила почетной звание Заслуженной артистки Императорских театров еще в царской России, а в советский период её заслуги были отмечены званием народной артистки и героя труда.
Входная композиция театра встречает вас вариациями на тему знаменитого портрета Марии Ермоловой кисти Валентина Серова. Здесь вы можете сами предположить, в стиле какого художника была переработана знаменитая картина.
Фойе театра имеет достаточно лаконичное и современное оформление, тут нет излишеств. Пространство театра подчёркнуто на стороне современного зрителя. Оно словно подмигивает ему со словами: «Я знаю, ты пришёл сюда не пыль сдувать с залежалых пьес. У меня как раз есть, что тебе показать. Тебе понравится».
Вы проходите в зал с вполне традиционным занавесом, на который проецируют всё тот же портрет Ермоловой. Этот тяжелый бархат был и будет в театре, но, не сомневайтесь, его раздвинут и освободят пространство для поисков чего-то нового в давно знакомых нам произведениях. Но всё этого после третьего звонка. Первый уже прозвенел!