Церкви Христа в Америке. Что они из себя представляют? Откуда они появились? Во что они верят? Принадлежат ли они к какой-либо религиозной деноминации? Имеют ли они вообще историю и есть ли у них будущее? На эти и многие другие вопросы мы постараемся дать исчерпывающие ответы в новой серии передач под названием «Церкви Христа в Америке».
Возможно, вы зададитесь вопросом: зачем изучать историю какой-либо церкви? Зачем копаться в прошлом? Какая нам от этого польза? Причин для изучения истории церкви несколько. Во-первых, изучая историю, мы тем самым отдаём дань нашим духовным отцам и матерям. Во-вторых, знание истории помогает нам осознать, через какие препятствия ранние христиане должны были пройти в своём служении Богу, чтобы донести веру до следующих за ними поколений. Изучение истории церкви, в конце концов, может помочь нам в понимании Библии. Мы уважаем авторитет Священного Писания, потому что его уважали наши предки. Глядя на то, как прежние поколения людей воспринимали Библию, мы сами приобретаем осознание её значения для нашего времени.
В этой серии передач мы сосредоточим внимание на истории Церквей Христа в контексте Америки. Несмотря на то, что многие из христиан, в том числе и членов Церквей Христа, считают датой рождения своей церкви день Пятидесятницы в 33-м году нашей эры, существует ряд других значительных дат, связанных с возникновением Церквей Христа на территории Соединённых Штатов Америки. Одной из таких дат, без сомнения, является 1804 год, год написания последней воли и завещания спрингфилдской пресвитерии – документа, послужившего отправной точкой для первой группы независимых церквей, в дальнейшем переросшей в движение национального масштаба. Хотя до него многие призывали христиан возвратиться к основам Библии ради достижения единства, именно Томас Кэмпбелл и его «Декларация и обращение» в 1809-м году стали интеллектуальной основой движения.
В конце 19-го века движение разделилось на «Учеников Христа» (или «Христианскую Церковь») и на «Церкви Христа». Обе группы стали независимыми друг от друга. Некоторые называют датой разделения 1889-ый год, когда Даниэл Соммер с группой сподвижников в своём «Обращении и декларации» в местечке Санд Крик, штат Иллинойс призвал к отделению. Официальной же датой разделения на две группы среди многих считается 1906-ой год. Исходя от этой даты, в 2006-ом году Церкви Христа Америки отпраздновали свой столетний юбилей.
И всё же: какой год было бы правильно считать годом рождения Церкви Христа? С одной стороны, её члены желают воспринимать себя, как церковь, основанную в день Пятидесятницы после воскресения Иисуса, однако, с другой, им необходимо признать, что Церкви Христа – это конкретные церкви с конкретными американскими характеристиками, и этим характеристикам они во многом обязаны своим основателям, жившим в 19-ом веке, Бартону Стоуну и отцу с сыном Томасу и Александру Кэмпбеллам, а также тем, кто развивал и совершенствовал их идеи в 20-м веке, прокладывая путь в новое тысячелетие.
Далее мы расскажем вам о том, как развивалась церковь с момента своего возникновения, какие трудности приходилось преодолевать последователям Христа и что послужило предпосылкой для появления нового религиозного движения Стоуна и Кэмпбеллов в Америке, в результате которого и возникли Церкви Христа.
Читая Книгу Деяний Нового Завета, мы узнаём о том, как именно образовалась первая христианская церковь в Иерусалиме. Произошло это в день Пятидесятницы, вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа. Именно эта церковь и стала в дальнейшем образцом для подражания среди христиан всего мира. Ранние христиане учились у апостолов, сообща молились, делились друг с другом деньгами и продуктами питания. Они росли количественно и пребывали в гармонии с тем, что их окружало. И тем не менее, Новый Завет ясно даёт нам понять, что и у ранней церкви были свои проблемы. В отдельных конгрегациях, например, в Коринфе, случались внутренние расколы. Верующие в галатийских церквях практиковали новые пути спасения. Коллосяне заявляли, что имеют особые познания в сферах недоступных окружающим. Некоторые утверждали, что являются христианами, хотя при этом не принимали факт прихода Иисуса на землю во плоти. Даже в наиболее благополучных церквях, строго следующих учениям Иисуса и апостолов, не всегда всё шло гладко. Таким образом, уже с самого начала своей истории церковь боролась с внутренними проблемами.
С одной стороны, церковь является божественным учреждением, «невестой Христа», с другой – она состоит из искупленных дорогой ценой людей, которые, несмотря ни на что, имеют большое количество недостатков. И хотя Иисус молился о том, чтобы все верующие в Него постоянно пребывали в единстве, с первых лет своего существования церкви приходилось преодолевать многочисленные трудности для его достижения. На протяжении первого столетия непосредственной основой и руководством церкви были сами апостолы. Их учения и письменные наставления давали ранним христианам возможность иметь единство в вопросах как организации, так и веры. Именно поэтому Церкви Христа в Америке для себя взяли за образец модель ранней церкви. Пусть эта модель и не была совершенной, зато она была апостольской, а в этом и состоит основное стремление членов Церкви Христа – следовать новозаветным учениям апостолов Иисуса Христа.
Однако ко второму столетию апостолов уже не было. Книги Нового Завета были написаны, но не были собраны вместе и утверждены церковью, как Священное Писание. Этот процесс будет проходить медленно на протяжении последующих двух столетий. Тем не менее, сплочённость последователям Иисуса продолжали придавать преследования и гонения со стороны Римской империи. В большой мере именно благодаря им церковь соблюдала внутреннюю чистоту. Человек не становился христианином только ради того, чтобы обеспечить себе определённое социальное положение. Как раз наоборот. Люди, пострадавшие или отдавшие жизнь за веру, обеспечивали церкви дух отваги и дерзновения.
Кардинальным образом ситуация начала меняться лишь в 4-м веке, когда новым императором стал Константин. Изначально пытавшийся угодить и христианам, и язычникам, он, в конце концов, принял христианство и начал процесс становления христианской веры в качестве государственной религии. Данный шаг Константина стал основой для множества перемен. Государство больше не преследовало, не сажало под стражу и не казнило христиан. Со временем в империи было отменено рабство. Появился закон о защите прав человека. С другой стороны, силовая структура государства стала доминировать и в делах церкви. На протяжении нескольких сотен лет средневековая римско-католическая церковь разрабатывала и совершенствовала систему наложения епитимии, заставляла людей верить как в чистилище, так и в право священника прощать грехи.
И всё же, несмотря на постоянное развитие средневековой церкви и её отход от простоты основ Нового Завета, Церковь Христа многим ей обязана. Она сохранила Евангелия. Она уберегла манускрипты Нового Завета. Она, хотя и допустила на протяжении своей истории большое количество ошибок, сохранила на земле веру во Христа.
В средневековые времена не раз предпринимались попытки реформировать церковь. В большинстве случаев они оказывались неудачными. К 160му веку на религиозной сцене Европы появился человек по имени Мартин Лютер, немецкий монах и теолог. Основой его теологических устоев было оправдание по благодати Бога через веру человека. Данное утверждение шло вразрез с римско-католической церковью, которая утверждала, что спасение можно заслужить собственными делами. Помимо этого, Лютер призывал церковь пересмотреть свои приоритеты и основывать свою деятельность на принципах единственного авторитета христианского мира – на Библии. Изначально Лютер не имел намерения сформировать новую церковь. Однако его последователи в дальнейшем были отлучены от католической церкви и образовали свою собственную.
В Швейцарии процесс реформации был более радикальным. Во главе стоял клирик и теолог по имени Ульрих Цвингли. Цвингли был убеждён, что Библия есть единственная норма веры и поведения, а Христос – единственный посредник между Богом и человеком. Все же остальные каноны и правила, которыми руководствуется церковь не имеют под собой основания. Он считал, что церковь должна быть независимой от государства, а светская власть должна опираться на божественные законы. Его целью было распространение идей реформации по всей Швейцарии и реорганизация конфедераций под эгидой протестантской церкви.
Цвингли погиб в 1535-м году в битве с католическими солдатами из центральной Швейцарии.
Другим выдающимся реформатором, которого подарила миру Швейцария, был Жан Кальвин. Француз по происхождению Кальвин оказал большое влияние на процесс реформации церкви в Женеве. Он верил в суверенитет Бога и предопределение судьбы человека. При этом стоит отметить, что данная доктрина до сих пор характерна для церквей, сформированных на основе традиций Реформации, таких, как пресвитерианских и баптистских.
Ещё одним независимым течением, отделившимся во времена церковной реформации от главных течений протестантизма, стали анабаптисты. Многие также называли их радикальными реформаторами за их более жёсткие убеждения. Они проповедовали жизнь на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений и утверждали, что пацифизм, который проповедовался Иисусом в Нагорной проповеди, должен быть неотъемлемой частью жизни каждого истинного христианина. Кроме того, они настаивали на крещении лишь верующих и не практиковали крещение младенцев. Как следствие, почти все правители Европы, и католические, и протестантские, рассматривали отказ анабаптистов крестить грудных детей, как угрозу социальному порядку. В результате последователи данного течения подверглись массовым гонениям и преследованиям. А так как большинство из них были пацифистами, физического сопротивления они не оказывали.
Подводя итоги, без сомнения можно сказать, Церкви Христа в Америке многим обязаны европейской Реформации. Бартон Стоун, Александр Кэмпбелл и другие лидеры Церквей Христа с уважением относились деятельности Лютера и Кальвина, направленной на возврат людей к основам Библии. Своё предназначение все они видели в продолжении служения делу Реформации, начатой Мартином Лютером задолго до них, и часто называли своё время «современной Реформацией».
Постольку поскольку большинство первых переселенцев прибыли в Америку из Англии и Шотландии, итоги Реформации в этих странах отразились на Церквях Христа наиболее радикальным образом. В Англии 16-го века, проходящей через ряд политических и религиозных проблем, король Генрих Восьмой в 1534-м году порвал связи с римско-католической церковью и образовал Церковь Англии. Изначально из всех реформированных церквей Англиканская церковь оставалась самой консервативной и немногим отличалась от католической. Однако в дальнейшем на религиозной сцене страны стали появляться церковные лидеры, которые, следуя учениям Жана Кальвина, стремились усилить реформу Церкви Англии. В результате их попытки сделать церковь более чистой образовались пуритане, которые удалили из церквей украшения и органы, заменили церковные облачения клириков на обычную одежду, упразднили хоровое пение и упростили церковное богослужение. Некоторые из ранних пуритан, уставшие от бесконечных реформ, отделившись от основного направления, образовали свои независимые церкви, но подверглись гонению и были вынуждены бежать сначала в Голландию, а потом и в Америку. Именно они и стали в дальнейшем известны под названием «пилигримы Плимутской плантации».
Ещё двумя независимыми группами, отделившимися от Англиканской церкви, стали пресвитериане, образовавшие церковь в Шотландии, и баптисты.
В дальнейшем представители всех этих групп (англиканской церкви, пуритан, сепаратистов, пресвитериан и баптистов) в поисках религиозной свободы переселялись в Америку и образовывали там свои церкви.
Подводя итоги протестантской Реформации, необходимо заметить, что она имела и отрицательные моменты. Долгие годы в Европе не утихали религиозные войны. Вестфальский мир, заключённый в 1648-м году, после окончания Тридцатилетней войны, предусматривал положение, согласно которому официальная религия того или иного государства определялась религией, которую исповедовал его правитель. Католики и протестанты не желали проявлять терпимость по отношению к друг другу. Их разногласия часто становились причиной войн. В результате многочисленных религиозных междоусобиц у представителей обоих лагерей возникло желание иметь более резонную общую религию, которая не становилась бы причиной кровопролитий. Это желание стало одной из основ эпохи Просвещения в Европе 17-18-го веков. Некоторые люди настолько устали от религиозных разногласий, что начали полностью отрицать религию. Другие полагали, что в основе религии должен стоять естественный порядок и что в ней не место сверхъестественному, мистическому и чудотворному. Они стали называться деистами. Треть, в свою очередь, утверждали, что моменты сверхъестественного в христианстве вполне закономерны. Самый ярким представителем данной группы был Джон Локк, утверждавший, что любая идея и любое знание проистекают из опыта и что в свете данного опыта сущность христианства, Иисус как Мессия, полностью естественна. Локк определял сверхъестественное, как нечто, находящееся за пределами разумного, но не противоречащее ему.
Многие идеи эпохи Просвещения в дальнейшем оказали своё воздействие на становление Америки. Так, например, многие из её отцов-основателей были тесно связаны с деизмом, а Томас Джефферсон даже переиздал Новый Завет, исключив из него все истории с описанием сотворения чудес. Также большое влияние на основателей и лидеров Церквей Христа в Америке оказало учение о рационализме Джона Локка.
Таким образом, кратко взглянув на историю церкви до начала колонизации Америки, мы понимаем, что Церкви Христа не являются единственным носителем христианства, как полагают некоторые из её членов. Несмотря на все разногласия и конфликты между христианскими деноминациями, церкви Европы можно назвать духовными предками новых церквей Америки. За века, пройдя через многочисленные трудности и преграды, они сделали очень много, чтобы сохранить на земле веру во Христа. Однако новая религиозная ситуация, которая сложилась в колониальной Америке, стала благодатной почвой для более радикальной реформации церкви и восстановления определённых устоев, которые были утеряны на протяжении предыдущих веков.
Почему религия в Америке так сильно отличается от религии в Европе и других частях света? Почему даже сегодня в Америке существует больше религиозных деноминаций, чем во всём остальном мире? Почему в Америке больше, чем где-либо людей, регулярно посещающих церковь? Почему американцы относятся к религии так серьёзно? Ответы на все эти вопросы можно найти в истории становления Америки. Эта история новой нации дала начало и для Церквей Христа. Ситуация в колониальной Америке сложилась уникальная. Дело в том, что ни одна религиозная группа не смогла установить доминирование во всех колониях. Так в Новой Англии, например, преобладали пуритане, но там также имелись баптистские и англиканские церкви. В южных колониях, наоборот, наиболее многочисленными стали англиканские приходы. Но и там можно было встретить и методистов, и пресвитериан. Наибольшим разнообразием в религиозном отношении отличались колонии средней полосы. Там уживались бок о бок квакеры, лютеране, баптисты, англиканские и другие церкви. В результате ни одна деноминация не могла стать единой церковью Америки.
Сегодня многие американцы считают сложившуюся тогда ситуацию естественной. Но для того времени она была воистину уникальной. Постольку поскольку ни одна религиозная группа не доминировала во всех колониях, в Америке появилась новая форма религиозной свободы. Это была свобода как от церкви, так и от церковного духовенства. Многие из американцев, особенно из тех, кто постоянно продолжал продвижение в глубь страны, не желали иметь ни священников, ни епископов, ни кого-либо другого, кто бы диктовал церкви свои правила. Напротив, они стремились к более демократической системе церковного руководства, при котором простые прихожане могли бы принимать все решения сообща. Это желание иметь религиозную демократию также способствовало появлению новой формы церковного служителя: не представителя высшего сословия, который получил духовное образование, а простого выходца из народа. Кроме того, религиозная свобода в Америке переросла в свободу от всяческих церковных традиций. Теперь люди руководствовались скорее здравым смыслом, чем указаниями папы Римского, постановлениями церковных соборов или учениями теологов. Они были готовы читать Библию сами и больше не желали позволять церковному духовенству думать и принимать решения за них.
Демократизация христианства подарила американцам ещё одну свободу – свободу образовывать новые церкви. Что случалось, если ваше понимание и толкование Библии отличалось от толкование вашей церкви? Если вы не были в состоянии изменить саму церковь, вам не оставалось никакого другого выхода, кроме как покинуть её и образовать свою собственную, истинную церковь. В итоге в Америке наступил бум формирования новых общин, особенно баптистских и методистских, которые уже по прошествии короткого времени численно превосходили те общины, от которых они изначально отделились.
В свою очередь и новые церкви проходили через процесс разделения, способствуя распространению по всей стране многочисленных толкований и вероучений в пределах христианства.
Отказ от традиционной церковной иерархии привёл к появлению другой элиты – религиозным демагогам. Хотя теоретический каждый член церкви имел возможность истолковать Библию на свой лад, талантливый оратор, способный завладеть вниманием масс, часто оказывал огромное влияние на понимание прихожанами Священного Писания. В связи с этим в Америке популярными стали не только проповеди на языке, понятном простому народу, но и печатные религиозные издания. С помощью газеты или журнала проповедник доносил свою интерпретацию Библию до тысяч верующих по всей стране.
Что же стало основным результатом замещения традиционной церковной власти популярными проповедниками, вышедшими из народа? К сожалению, церковь перестала быть единой. Массовые движения и деноминации размножались. Многие начали отождествлять понятие популярности с понятием истины. А некоторые лидеры церквей стали измерять успех прихода не духовными, а количественными показателями.
Сложившаяся ситуация и стала основой для возникновения Церкви Христа. Многие христиане желали иметь более твёрдый фундамент под своей верой. Многие задавались вопросом: почему в стране такое количество деноминаций и какая из них является истинной церковью? Таким образом примерно в одно и то же время, независимо друг от друга, разные представителя различных церквей пришли к выводу, что возвращение к истокам Библии и новозаветной церкви даёт наибольшую надежду на успех в формировании новой единой церкви на территории американских колоний.
Как мы уже отмечали, желание вернуться к истокам Библии появилось задолго до этого. Уже Эразм Роттердамский в 16-м веке подчёркивал важность основ Нового Завета. Позднее пуритане в Англии и новой Англии стремились приблизить церкви к библейской модели. Однако только в 18-м веке в Америке христиане начали процесс наиболее радикальной реформации церкви. Некоторые называли этот процесс восстановлением. Они сравнивали его с процессом восстановления ветхого дома. Ведь церковь уже существовала, она никуда не исчезла. Просто за долгие годы истории её основы пришли в негодность и нуждались в обновлении.
Таким образом многие религиозные группы Америки в 18-м веке согласились в одном: церковь нуждается в восстановлении. И целью этого восстановление должно быть не только достижение духовной чистоты, но и достижение единства между всеми христианами. Как говорил Иисус: «да будут все едины». И хотя между этими группами существовали значительные разногласия, все они были едины в призыве верующих вернуться к Библии и восстановить церковь с её духовными ценностями, которые, как они полагали, были давно утрачены.