Продолжаем наши прогулки по центру Москвы. Если вы захотите перейти с Тверской улицы на Малую Дмитровку (о которой мы вам уже рассказывали), то вы можете заглянуть, например, в маленький и уютный Настасьинский переулок, соединяющий эти две знаменитые московские улицы. Считается, что переулок был назван так по имени жены князя Волконского, жившего здесь в первой половине XVIII века. Тогда переулок называли Княж-Настасьевским. Удивительно, но переименование этого переулка никогда не было связано со сменой власти в стране. До революции он некоторое время назывался Медвежьим, а в 2019 году его хотели назвать в память ушедшего в тот год из жизни Марка Захарова, главного режиссера театра Ленком. Театр стоит совсем рядом, на Малой Дмитровке. Переулок переименовывать не стали, но на доме номер 5 появился рисунок, изображающий народного артиста в профиль.
Рисунок возник на стене, когда театр готовился к церемонии прощания с Марком Захаровым. Трафарет был сделан по рисунку актера театра Алексея Кокорина, увлекающегося стрит-артом. Наносить изображение на стену автору помогал другой актёр – Егор Стосков.
Рисунок появился на здании, которое сейчас занимает отель «Пушкин» с рестораном «Ленский». Само здание представляет собой особняк XIX века, в котором в 1910 году располагался студийный театр имени Веры Фёдоровны Комиссаржевской, а руководил им сын актрисы – Фёдор Фёдорович Комиссаржевский.
Стоящее рядом вычурное здание начали строить в 1913 году специально для Ссудной казны. Здание строили к 300-летию династии Романовых, а утверждал проект лично Николай II. Авторами проекта стали Владимир Александрович Покровский и Богдан Михайлович Нилус. Здание получилось довольно эклектичным, его архитектурный стиль принято определять как неорусский. В нём сочетаются элементы модерна (приверженцем которого был Нилус), барокко и древнерусского зодчества (исследователем которого был Покровский). При производстве кирпича для строительства Ссудной казны вместо воды использовали яичный белок, что делало кирпич значительно крепче. Не все современники оценили смешение стилей. Например, Казимир Малевич считал, что это здание доказывает «бездарность строителя наглядно».
Фасад здания украшен рельефными изображениями двуглавых орлов и Георгия Победоносца. После революции изображения орлов с державными элементами были сбиты, восстановили их только в 1990-е годы.
Иван Яковлевич Билибин, участник объединения «Мир искусства», занимался оформлением внутренних интерьеров здания. Интересно, что именно его эскиз двуглавого орла уже без привязки к самодержавию в 1917 году был выбран символом Госбанка и стал печататься на денежных знаках. «Билибинский» орел лишился императорских регалий и опустил крылья. Позже на купюрах его сменило изображение серпа и молота. Рисунок Билибина был положен в основу современной эмблемы Центрального Банка Российской Федерации. Не следует путать «билибинского» орла с современным Гербом Российской Федерации. Орлу на Гербе возвращены императорские регалии, в центре в виде щита помещено изображение Георгия Победоносца, а крылья птицы снова подняты.
Ссудная казна была учреждена еще в 1772 году в Санкт-Петербурге Екатериной II. Идею предложил Иван Иванович Бецкой, личный секретарь императрицы и президент Императорской Академии художеств. Он же выступил инициатором создания Смольного института и воспитательных домов в Петербурге и Москве. Предполагалось, что это кредитное учреждение поможет в борьбе с ростовщичеством. Изначально такие казначейства работали при воспитательных домах, целью их называлось не обогащение, а помощь людям, терпящим нужду. Несмотря на это, ссуды выдавались под процент и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так, например, московская Ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых.
Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке было достроено к 1916 году, после 1917 года его занял Наркомат внутренних дел, а после 1920 года – Государственное хранилище ценностей Наркомфина, так называемый Гохран. Именно в это здание свозились национализированные ценности, в том числе и церковное имущество.
С 1941 года здание было передано Госбанку. Вышедшие из печати наличные деньги привозили в Настасьинский переулок, где они пересчитывались, а позже распределялись по стране. Подвалы здания использовались в качестве хранилища. Здание ссудной казны и сегодня соответствует своему первоначальному банковскому назначению. Здесь размещается несгораемое хранилище Центробанка. Конечно, сейчас здание не соответствует современному уровню денежных хранилищ. Центробанк рассматривает вариант открытия здания для проведения экскурсий и создания в его подвале музея денег.
Здание Ссудной казны является архитектурной доминантой этого небольшого переулка и сразу притягивает к себе внимание, с какой бы стороны вы в него не заходили. Теперь, когда вы знаете историю этого здания, вы согласитесь, что если и переименовывать этот переулок, то в Денежный. Но мы рады, что Настасьинский переулок сохраняет своё изначальное историческое название, а ряду других некогда переименованных улиц и переулков вернули их прежние имена.