Село Солотча сегодня является частью Рязани. Оно стоит в 11,5 километрах от левобережной части города на берегу старицы реки Оки, где в неё впадает речка Солотча. Добраться до Солотчи можно на рейсовом автобусе или на маршрутке. Главной достопримечательностью Солотчи является Солотчинский Рождества Богородицы монастырь, основанный в конце XIV столетия.
Остановка общественного транспорта расположена непосредственно у входа в монастырь. Дорога в Солотчу интересна еще и тем, что вы будете проезжать мост через Оку, из города эту прекрасную реку очень сложно увидеть.
Основание монастыря связывают с именем Олега Рязанского. По легенде, в 1390 году великий князь Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег Солотчи, на то место, где она впадала в Оку. Здесь он встретил двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и служащих в деревянной церкви. Разговор с отшельниками глубоко тронул душу князя. Подумав, Олег решил устроить на этом месте монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.
По поручению князя в монастыре возводят две церкви — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы. С тех пор обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы. Князь позаботился и о постройке келий для монашествующих, и в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество. По примеру князя Олега каждый из его потомков считал своей обязанностью быть жертвователем Солотчинского монастыря. После того, как монастырь был обустроен, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставляя при этом княжеского титула. Олег продолжает заниматься делами своего княжения, но периодически удаляется в Солотчинский монастырь.
Князь Олег Иванович Рязанский умер 5 июня 1402 года в возрасте 65 лет, перед смертью он принял схиму с именем Иоаким. Князь и его жена Евфросиния, принявшая монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были похоронены в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы. После того, как в 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм, останки князя и княгини были перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. До революции в монастыре хранили кольчугу князя Олега, сейчас она находится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Эта кольчуга составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Кольчугу князь носил под одеждой вместо вериг в течение 12 лет.
Известно, что князь Олег однажды утратил власть над Рязанью, рязанское княжение занял Владимир Пронский. Чтобы вернуть себе город, Олег вынужден был прибегнуть к помощи Орды. В 1371 году к нему выехала конная дружина под предводительством Еду-хана (предположительно, чингизида) и его брата мурзы Солохмира (Салахмира). Ордынцы помогли Олегу вернуть престол. Еду-хан и Солохмир были благосклонно встречены рязанцами и оба приняли православие. Солохмир стал зваться Иваном Мирославовичем, получил титул рязанского боярина и женился на сестре князя Олега Анастасии Ивановне. Солохмир считается родоначальником дворянского рода Апраксиных и некоторых других. Солохмир окончил свои дни здесь же, в Солотчинском монастыре. В 2004 году в обители была обнаружена надгробная плита Солохмира, принявшего перед смертью схиму с именем Иосиф. Еду-хан (Едуган) в крещении стал Андреем Мирославовичем, в иноческом постриге стал Анфимом, а в схиме Иоанном. Еду-хан считается основателем дворянского рода Хитрово.
Новый монастырь вскоре после основания становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле. В середине XV века великий князь Рязанский Иван Фёдорович (внук Олега) воздвигает в Солотчинском монастыре большой каменный храм с трапезной частью в честь недавно причисленного к лику святых Митрополита Алексея, пользовавшегося благосклонностью Золотой Орды. Храм из-за ветхости разобрали в середине XIX века.
С 1688 года настоятелем монастыря стал архимандрит Игнатий (Шангин). Тогда в обители началось новое строительство. К концу XVII столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Полагают, что автором построек был Яков Григорьевич Бухвостов – русский зодчий из крепостных крестьян рода Татищевых, автор великолепного Успенского собора Рязанского кремля.
Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой была построена по подобию трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько теряется. Храм опоясан полихромными рельефными изразцами с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившимися до наших дней.
Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь интересна изразцовыми фигурами четырех евангелистов, изготовленными знаменитым московским мастером Степаном Полубесом. Изразцовый фриз — главная особенность убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном в содружестве с другими белорусскими мастерами. Считается, что на украшение храма ушло 9 тысяч изразцов. В 1958 году в стене церкви был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день».
В XVII веке монастырь стал известен своей иконописной школой. В ней учился знаменитый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем рязанской земли, обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле-Рязанском и собственное подворье в Москве.
В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была обновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятикупольный храм, для которого характерна классическая строгость форм и изящество линий, был основан ещё Олегом Рязанским. Последняя реставрация была проведена в 2002 году.
В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт, здания частично разрушены, обитель превратилась в колонию для несовершеннолетних. В храме Рождества Пресвятой Богородицы был склад, а в храме Святого Духа — клуб с кинозалом. Княжеские мощи в 1923 году были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 году были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. И лишь в 2001 году рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была возвращена в Солотчинский монастырь, который с 1994 года был возрождён как женский.