Недалеко от подмосковного Звенигорода на берегу реки Сторожки, впадающей в Москву-реку, расположилась маленькая и уютная деревня Дюдьково. Считается, что своё название деревня получила по имени своего владельца. Фёдор Дюдка, живший на рубеже XIV-XV веков, служил князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, а Дюдьково стало одной из его вотчин.
Деревня на протяжении всей своей истории была небольшой, количество жителей никогда не превышало двухсот. А в конце XIX – начале XX века Дюдьково становится дачной местностью. Кроме представителей музыкального мира, деревню любили и художники. Здесь бывал Исаак Ильич Левитан, отдыхавший поблизости в Саввинской слободе в 1880-е годы. Считается, что впечатления от Дюдькова отразились в его работах того периода. Бывали здесь и другие художники, например, Алексей Кондратьевич Саврасов и Абрам Ефимович Архипов.
Из представителей мира музыки самым известным жителем Дюдькова был композитор, пианист и педагог Сергей Иванович Танеев. Здесь сохранился дом, который служил музыканту дачей и в котором он умер в июне 1915 года. Когда-то мне повезло услышать кантату Танеева «Иоанн Дамаскин» в исполнении хора Минина и Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва. И это оказалось впечатлением необыкновенной силы. Мне, конечно же, захотелось побывать в тех местах, где жил автор этого произведения.
Танеев родился во Владимире в 1856 году. Его отец, магистр словесности, горячо любил музыку. Мальчик, росший в такой атмосфере, начал рано проявлять свои музыкальные способности. Уже в 1866 году отец отправил его вольнослушателем в Московскую консерваторию, где он занимался в младших классах у Эдуарда Леопольдовича Лангера. Через три года отец засомневался, не повредит ли такое раннее односторонне образование развитию сына и решил забрать его из консерватории. Разубедить отца смог только тогдашний директор консерватории — Николай Григорьевич Рубинштейн. С 1969 года Танеев становится действительным учеником консерватории, а знаменитый пианист Рубинштейн лично руководит занятиями одарённого студента по классу фортепьяно. Гармонии, инструментовке и свободному сочинению Танеев учится у Петра Ильича Чайковского, у которого он становится любимым учеником. У Николая Альбертовича Губерта Танеев учится контрапункту, фугам и музыкальной форме.
В 1875 году Танеев окончил высшую музыкальную школу по классу фортепьяно Рубинштейна и по классу композиции Чайковского с большой золотой медалью, первой со времени основания консерватории. В этом же году, по просьбе самого Чайковского, он выступил на премьере его 1-го фортепьянного концерта. В дальнейшем Танеев становится первым исполнителем большинства крупных произведений Чайковского.
В 1878 году Чайковский решает освободить себя от преподавания и предлагает совету консерватории Танеева в качестве нового мастера. Так двадцатидвухлетний бывший ученик начинает вести предметы за своего учителя – классы гармонии и инструментовки. После смерти Рубенштейна Танеев берёт на себя класс фортепьяно, а после ухода Губерта – классы контрапункта и свободного сочинения. В 1885 году 29-летний Танеев становится директором Московской консерватории и дополнительно начинает руководить оркестровым и хоровым классами.
Преподавание в консерватории всё больше отвлекало Танеева от собственного творчества. Постепенно он стал отказываться от руководства отдельными классами, оставив за собой лишь специальные отделы контрапункта и форм, а в 1889 году он уходит и с поста директора. Свои исследования в области полифонии Танеев изложил в книге «Подвижной контрапункт строгого письма». Считается, что её одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя в теории музыкального искусства.
Впервые Сергей Иванович приехал в Дютьково в 1908 году по приглашению своего ученика – хорового дирижера Вячеслава Александровича Булычева, который к тому моменту уже снимал там дачу. С тех пор каждое лето, а иногда и в зимний период снимал дом в этой живописной деревне и сам Танеев.
Сергей Иванович создал здесь свои лучшие хоры – на стихи Якова Петровича Полонского и Фёдора Ивановича Тютчева, Сонату для скрипки и фортепиано, романсы на стихи поэтов-символистов. В Дютьково приезжали многие ученики Танеева. Сергей Иванович выступил вдохновителем создания Московской симфонической капеллы, специализирующейся на музыке эпохи Возрождения и ораториальной музыке XVIII-XIX веков. Руководителем капеллы стал Булычев, а репетиции проходили в Дюдькове.
Среди знаменитых учеников Танеева в его консерваторский период были: Сергей Васильевич Рахманинов, Рейнгольд Морицевич Глиэр и Александр Николаевич Скрябин. Последнего мастеру случилось ненадолго пережить и оказаться на его похоронах. Тогда он побывал в Москве в последний раз, простыл и вернулся в Дюдьково уже больным, а всего через два месяца умер.
Местные жители устроили трогательное прощание с композитором, дети сделали большой крест из ландышей, а односельчане несли гроб пешком до ближайшей железнодорожной станции «Голицыно». Деревенский пастух держал слово у гроба музыканта: «Всем-то ты добра желал, никому злого слова не сказал, вечный тебе покой и Царство небесное».
Уже в Москве во время траурного шествия у здания Консерватории звучала музыка Танеева. Адажио мастера из до-минорной четвертой симфонии, исполненное оркестром Большого театра и оркестром Сергея Александровича Кусевицкого, сопровождало прощание благодарной публики с мэтром. Танеев был похоронен в некрополе Донского монастыря, позднее могилу перенесли на Новодевичье кладбище.
Сейчас дом Танеева в Дюдьково открыт для свободного посещения. Сам дом внутри кажется больше, чем снаружи. Здесь можно взять экскурсию, но и без неё директор музея Кочергин Никита Анатольевич был рад поговорить со мной о Танееве и ответить на интересующие меня вопросы. Оказалось, что кантата «Иоанн Дамаскин» написана всё же в другом месте.
В музее несколько раз в месяц проводятся музыкальные концерты. Это очень необычное ощущение – слушать академическую музыку, предназначенную для залов, в бревенчатой деревенской избе. Вместе с тем ты понимаешь, что именно в ней и творилась музыка. Мне повезло увидеть здесь прекрасное выступление молодого пианиста Наиля Мавлюдова — выпускника Московской консерватории и лауреата международных конкурсов. Музыкант выбрал для выступления не концертный костюм, а простую белую рубашку в русском стиле, что позволило ему быть в гармонии с пространством деревенского дома. Создалось впечатление, что здесь разлита атмосфера всеобщего приятия и любви к музыке. Даже возникло ощущение, что ты присутствуешь на домашнем концерте «для своих», причем ты там «свой».