В Рязани мы посмотрели дом Константина Эдуардовича Циолковского и памятник ему, что стоит у Рязанского областного театра драмы на Театральной площади. Памятник установлен сбоку от театра именно потому, что с этой стороны начинается улица, названная в честь Циолковского. Мы решили немного прогуляться по ней. Это широкая и оживлённая городская артерия. Наше внимание на улице Циолковского привлёк изящный силуэт церкви, о которой нам захотелось узнать побольше.
Это церковь Святого Николая Чудотворца в Ямской слободе или Николо-Ямская церковь. Храм был «перенесён», а скорее даже построен заново вместо другой Никольской церкви, что стояла на северо-восточной окраине города Рязани, за Рыбной слободой, на береговой возвышенности реки Трубежа близ впадения в Оку. Добраться до этого храма при разливе было не так уж и просто. В народе церковь именовалась «Никола Мокрый». А сама местность, так как она как бы выдвинулась или «выползла» на край города, называлась Выползовой слободой. «Никола Мокрый» существовал в Выползовой слободе до конца XVIII века. Сохранилось предание, что архиепископ Симон (Лагов) в храмовый праздник в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари («Николы Вешнего») отправлялся служить в этот храм по Трубежу на лодке, так как сухого пути к нему не было.
Решение упразднить «неудобную» церковь было принято в 1786 году. Храм решили «перенести» в начавшуюся строиться Никольскую церковь в новой Ямской слободе. По регулярному плану застройки Рязани от 1780 года Ямская слобода, ранее простиравшаяся от реки Лыбеди до современной площади Свободы, была перенесена на южную окраину города. Каменный Николо-Ямской храм по данным клировых ведомостей уже был построен к 1788 году. Эта дата нам известна из духовных книг церкви за 1788 год.
Как же происходил «перенос», если церковь строилась заново? Что же было «перенесено»? Церковь «Николы Мокрого» была не просто разрушена, а разобрана на кирпичи, которые использовались при строительстве нового храма. Из старого храма был перенесен и иконостас, а также вся церковная утварь. Ещё перенесли старинный «напрестольный крест, устроенный в 1648 году» и чтимую храмовую икону святителя Николая Чудотворца. Был даже перенесен надгробный камень, на котором была выбита фамилия некоего Колмакова. Этот камень раньше стоял на кладбище у церкви «Николы Мокрого». Среди прихожан «Николы Мокрого» были три известных в Рязани купеческих двора: Колмаковых, Крюковых и Рюминых. Колмаковы были «благоукрасителями» старой церкви (жертвователями, меценатами), поэтому, возможно, надгробный камень и был перенесен к новой церкви.
Кто же мог являться главными прихожанами нового храма в Ямской слободе? Разумеется, это были рязанские ямщики. Те из них, что стали заниматься извозом в Москве, не забывали свой город и родной храм, они заказывали иконы и передавали их церкви.
С годами храм ветшал и требовал обновления. Последняя перестройка 1845 года «произведена была тщанием бывшего церковного старосты ямщика Ивана Ивановича Жучкова меньшего. Зданием каменная, крыта железом, крепкая, с таковою же колокольнею». В храме изначально было три престола: во имя святителя Николая, во имя святых мучеников Флора и Лавра и во имя преподобного Марона чудотворца. Четвертый престол появился позднее: в клировых ведомостях за 1861 год он еще не указан, а в документах за 1862 год значится престол «в середине в арке над дверьми в настоящую церковь — во имя священномученика Григория Великого Армении». Обновленную церковь снаружи оштукатурили и украсили белокаменными деталями. Рязанский архитектор и краевед С.В. Чугунов отмечал, что архитектура церкви проста и монументальна, выполнена в пропорциях и формах русской позднеклассической школы.
В советский период храм разделил участь большинства православных церквей. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности, но богослужения в нём продолжались вплоть до постановления ВЦИК от 25 сентября 1935 года о закрытии Николо-Ямской церкви. Никольскому храму повезло, его не разрушили. По воспоминаниям рязанского краеведа С.Д. Яхонтова «храм закрыли и завалили его внутри капустой и прочими овощами из колхоза». Потом в храме размещался завод по выпуску безалкогольной продукции. Внутри и снаружи храм был перестроен. Возвращение храма Рязанской епархии состоялось осенью 1996 года, Николо-Ямская церковь стала подворьем Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря. Храм возрождается, восстановительные работы продолжаются и сегодня. Мы увидели эту прекрасную церковь в строительных лесах. Но даже и в таком виде она величественна и приковывает взор.
Главные святыни Никольской церкви — мощи блаженной Любови Рязанской, местночтимой святой, и образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Что же известно про святую Любовь Рязанскую? К 1880 году её семья лишилась отца. Мать с двумя детьми поселилась во флигеле дома жены псаломщика Анисьи Александровны Лебедевой, что находился на углу улиц Владимирской (Свободы) и Воскресенской (пл. Свободы). До 15 лет Любовь страдала параличом, она была лишена возможности самостоятельно передвигаться. Исцелилась девочка благодаря явлению Николая Чудотворца, который призвал её ходить и юродствовать. Любовь посещала многие храмы Рязани, но особенно любила Казанский женский монастырь, где подолгу жила у некоторых инокинь и у игуменьи Екатерины. Считалось, что Любовь обладает даром прозорливости.
В современной Рязани нам удалось отыскать дом, построенный на месте того дома, где с 1903 по 1920 годы жила святая блаженная Любовь Рязанская. Её имя в миру – Любовь Семёновна Сухановская. На доме сейчас установлена мемориальная табличка. Адрес дома: улица Затинная 31.