В Рязани на улице Соборной стоит дом, в котором Максимилиан Абрамович Факторович в 1895 году открыл свой первый фирменный магазин. Представляю, что не многим из вас это имя что-то говорит. Тогда давайте назовём то имя, которое указал этот человек в 1904 году на американской таможне – Макс Фактор. Основатель знаменитого американского бренда начал свою профессиональную карьеру с открытия небольшой лавочки в Рязани.
В индустрии красоты Максимилиан оказался неслучайно, в девять лет он поступил в мастерскую по изготовлению париков, а в тринадцать ему посчастливилось стать учеником лучшего берлинского парикмахера. 14-летний Максимилиан перебрался в Москву и смог устроиться в Большой театр помощником гримёра. После службы в армии Максимилиан решил попробовать открыть своё дело в провинции. В своей лавочке в Рязани он предлагал покупателям кремы, пудры, помады, румяна, духи, парики и шиньоны собственного изготовления.
Прославиться начинающему торговцу помог счастливый случай. Труппа Императорского театра приехала в Рязань на гастроли, актерам понадобился грим, и они с удивлением обнаружили на Соборной улице магазин с продукцией, достойной столичных знаменитостей. Слух о талантливом мастере дошел до столицы, и Факторович получил приглашение занять должность гримёра в Оперном театре Санкт-Петербурга. На спектаклях театра бывал Николай II. Неудивительно, что имя Факторовича стало известно императорской семье, а Максимилиан вскоре стал специалистом по косметике при дворе русского царя.
Почему Максимилиан Абрамович решил уехать из России – точных данных нет. Есть предположение, что будучи польским евреем он ощутил нарастание антиеврейских настроений в стране и предпочёл покинуть Российскую Империю. Известно, что Факторович получал угрозы в свой адрес. Однажды его дом подожгли и выбили стёкла.
Свою карьеру теперь уже Макс Фактор продолжил на Голливудском бульваре. Кинематограф в те годы бурно развивался, возникла потребность в новом типе грима – не таком вызывающем и кричащем, как театральный. Разработкой именно такой косметики и занимался Макс Фактор. Его имя стало известно в Голливуде благодаря одной актрисе, пользовавшейся его косметикой и выгодно отличавшейся в кадре от актрис, загримированных старым типом грима. Макс Фактор все время совершенствовал свою косметику, работал над тем, чтобы она не высыхала под светом софитов и давала свободу мимике. Имя бывшего рязанского лавочника стали печатать в титрах голливудских фильмов. После смерти Макса Фактора в 1938 году его дело продолжил сын Фрэнк, сменивший имя на Макс Фактор-младший.
На улице Соборной, рядом с домом, где был первый магазин Факторовича, стоит дом, в котором родился и провёл свои юношеские годы русский актёр Эраст Гарин. Дом Гарина отмечен небольшой композицией, включающей в себя стул с фамилией режиссёра и ленту с кадрами из фильмов над ним.
Эраст родился в Рязани в 1902 году, а в 1919 году начал свою актёрскую карьеру на сцене Рязанского театра. Уже через год Гарин перешел в первый самодеятельный театр Красной Армии при Рязанском гарнизоне, который базировался в Москве. Потом был театр Мейерхольда и режиссёрский дебют с фильмом «Женитьба». Известно, что свой последний вечер перед арестом Мейерхольд провел в компании Гарина и его жены за обсуждением нового фильма.
Улица Соборная переламывается площадью Ленина в Первомайский проспект, по обе стороны которого протянулись здания Городских рядов. Площадь Ленина раньше носила название Хлебная, Хлебными называли и торговые ряды. Архитектором зданий выступил обрусевший грузин Иван Сулакадзев, женившийся на дочери рязанского полицмейстера и получивший должность рязанского губернского архитектора.
Каменные Городские торговые ряды были отстроены по проекту Сулакадзева 1794 года. Первоначально архитектурный ансамбль состоял из шести корпусов (сохранилось лишь два из них) в стиле классицизма с элементами русского зодчества. Крытые галереи упирались в круглые башенки, украшенные парными полуколоннами. Постройки возводились по периметру площади, замыкаясь в кольцо.
В 30-х годах XIX века в Рязани сгорел Старый базар и Хлебные ряды превратились в главную торговую улицу Рязани с хозяйственными, обувными и галантерейными магазинчиками, булочными и кондитерскими, а также лавками готового платья, чайными и трактирами. Напротив Торговых рядов местные купцы отстроили двухэтажные каменные особняки, завершив, таким образом, архитектурный облик этого района. Некоторые из купеческих домов XIX века целы по сей день и сохраняют атмосферу старой Рязани. Интересно, что современники строительства не были довольны сформировавшимся обликом площади. В местной газете можно было встретить такие слова: «На Краснорядской поражает однообразие домов — все они каменные, двухэтажные, с нишами посредине для ворот. И сделаны как бы «на одну колодку».
При советской власти Торговые ряды пришли в упадок. В 20-х годах прошлого века здесь были склады, позже здания стояли закрытыми и ветшали. Часть зданий разрушили, чтобы освободить пространство для проведения демонстраций. Два сохранившихся до наших дней корпуса были отреставрированы в 1993-1997 годах при подготовке к 900-летию Рязани.