Посёлок Солотча в конце XIV века формировался вокруг Солотчинского Рождества Богородицы монастыря, о котором мы уже подробно рассказывали в предыдущей статье. Обитель является главной достопримечательностью посёлка, но и кроме нее здесь есть на что посмотреть.
На площади возле монастыря установлен Мемориал Великой Отечественной войны. От него дорога идет вдоль всего посёлка, по ней мы и отправились гулять.
Вот такая собачья будка-беседка с собственным адресом встретилась на нашем пути.
На другой стороне дороги мы увидели комплекс под названием «Лесной бункер». Здесь работает кафе, прокат лыж и велосипедов. Есть небольшая горка, занятая детворой и их родителями.
Это место связано с именем писателя Константина Георгиевича Паустовского. С 1930 по 1954 год Паустовский регулярно гостил в Солотче, в том числе и в усадьбе художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина. Паустовский любил пешие прогулки по солотчинским окрестностям. Тропа, которая начинается от «Лесного бункера» так и называется «Тропа Паустовского». По ней можно прогуляться пешком, летом – проехать её на велосипеде, а зимой – на лыжах.
В Солотче был написан знаменитый рассказ «Телеграмма». Интересно, что актриса Марлен Дитрих в своей книге «Размышления» писала, что рассказ «Телеграмма» произвёл на неё глубокое впечатление, хотя ни о рассказе, ни о Паустовском она раньше никогда не слышала, но с тех пор имя писателя уже не могла позабыть. Когда в 1964 году Дитрих приехала на гастроли в Россию, то уже в аэропорту спросила о Паустовском. А через несколько дней, узнав, что на её выступление в ЦДЛ пришёл сам Паустовский, попросила его подняться на сцену и «будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени».
В «Телеграмме» Паустовский описывает события, которые наблюдал сам в усадьбе гравёра Пожалостина, где одиноко доживала свой век престарелая дочь художника, Катерина Ивановна. Её единственная дочь Настя жила в Ленинграде и редко навещала мать. Старушке помогала угрюмая соседка Нюрка, при этом, пишет Паустовский, «Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну». Когда Катерина Ивановна умерла, писатель дал телеграмму Насте, но к похоронам та приехать не успела.
Сегодня усадьба Пожалостина открыта для посещения, она находится чуть дальше Тропы Паустовского. Иван Петрович Пожалостин был сиротой, а рисованием занимался на дому у учителя рязанской гимназии. После окончания училища для сирот Пожалостин получил в Солотче место писаря. Здесь же он продолжал совершенствоваться в рисовании, а в 1857 году поступил в Императорскую Академию художеств, где у него проявился талант гравёра. Пожалостин стал академиком, а потом и профессором Академии. Но с ликвидацией класса резцовой гравюры художник был уволен и вернулся вместе с семьёй в Солотчу.
Дом, в котором сейчас размещается музей, был возведен в 1880 году по личному проекту художника. Здесь были созданы его последние гравюры. После смерти Пожалостина в 1909 году в доме жили его дочери Екатерина и Александра. В 1930-50-е годы здесь, кроме Паустовского, работали А.П. Гайдар и Р.И. Фраерман.
В дни празднования 155-летия со дня рождения художника в 1992 году для посетителей был открыт дом-музей Пожалостина в качестве отдела Рязанского государственного областного художественного музея, который тоже был назван в честь художника.
На другом конце посёлка стоит храм Казанской иконы Божией Матери. На его месте в конце XIV — начале XV века жена князя Олега Ивановича Рязанского княгиня Евфрасиния (в монашестве -Евпраксия) основала женский Зачатьевский монастырь. Из-за ежевесенних наводнений находившийся на пологом берегу реки монастырь постоянно затапливался, в связи с чем в 1682 году обитель была упразднена, а монахинь перевели в Аграфенину пустынь, которая располагалась неподалеку. Оставшийся от обители храм стал приходским, на его колокольне сохранялся небольшой монастырский колокол с надписью. Храм именовался Зачатьевским, что тоже напоминало о древнем монастыре. В 1771 году было начато строительство нового Зачатьевского храма на месте прежнего. В 1783 году церковь с новым Никольским приделом и колокольней была готова. Со временем и второй Зачатьевский храм обветшал. На его месте в 1843 году было начато строительство каменного Казанского храма с Никольским и Алексеевским приделами. Храм с колокольней был освящен в 1858 году. В 1893 году, в память об избавлении государя наследника Николая Александровича от опасности в Японии, в храме были устроены вместо деревянных потолков каменные своды, расписанные ликами святых покровителей царских особ. В советское время храм был закрыт, сейчас церковь действующая.
Рядом с храмом в 2006 году был установлен памятник Николаю Угоднику (скульптор Р.А. Лысенина). Эта работа является копией другого памятника святителю, установленного в турецком городе Демре (ранее – Мира). Святого Николая действительно называют Мирликийским, так как в Ликии святой родился, а затем стал архиепископом Миры, в которой и окончил свои земные дни.
От храма открывается панорамный вид на долину реки Солотчи, по имени которой был назван посёлок. Возможно, название происходит от древнерусского слова «солот» — болотистый, топкий. Зимой под снегом и льдом река совершенно неразличима. Мы уверены, что летний визит в Солотчу сможет подарить вам прекрасные виды на солотчинские просторы.