Исторический центр Москвы настолько интересен, что рассказывать можно не просто про каждую улицу, а про каждый дом. Летняя Москва всегда кажется просторнее и спокойнее, чем в любое другое время. В теплые дни её жители отправляются на дачи или к водоёмам, иностранных туристических групп в ковидную эпоху нет совсем, а любителей измерять пространство шагами здесь не так уж и много. По некоторым переулкам можно пройти и не встретить ни одного человека. Таким для меня стал Варсонофьевский переулок. Он так красиво завершается пересечением с улицей Рождественкой, что нельзя было не задаться вопросом, что это за прекрасное здание возникло передо мной. Очень московское, невысокое, с невычурной красотой, не кричащее о себе, но приглашающее полюбоваться или даже прогуляться с ним под руку по летнему опустевшему городу.
Оказалось, что это одно из зданий бывшей усадьбы XVIII века. В нём в конце XIX века был корпус для служащих Строгановского училища, но об училище – чуть позже. Усадьба на этом месте возводилась по проекту русского архитектора Петра Михайловича Еропкина. Пётр Еропкин – известное имя в сфере градостроения, он был руководителем Комиссии о Санкт-Петербургском строении, и именно он составил первый генеральный план Санкт-Петербурга с тремя лучевыми проспектами.
До начала строительства эти земли были «пустопорожними» дворянскими владениями. Здесь протекала река Неглинка, убранная сейчас под землю. А прекрасная пешеходная улица Кузнецкий мост – напоминание о том, что именно здесь был мост через реку с таким же названием. Участки земли на правом берегу Неглинки по улице Рождественке и до Кузнецкого моста принадлежали знаменитым фамилиям Щербатовых и Лопухиных. В 1728 году казанский губернатор Артемий Волынский стал скупать эти земли, желая построить здесь городскую усадьбу. Для постройки главного здания особняка были приглашены крестьяне Петра Еропкина. Было решено, что фасад будет смотреть на улицу Рождественку.
В 1740 году Артемий Волынский по доносу фаворита императрицы Анны Ионновны Эрнста Бирона был обвинён в заговоре против короны. Волынского казнили, его родственников отправили в ссылку, а усадьба оказалась сильно повреждена в результате Троицкого пожара. Тот пожар вписан в историю города и даже получил соответствующее имя, так как произошел в день праздника Троицы. Тогда в огне оказались Волхонка, Знаменка, Китай-город и даже Московский Кремль. Пожар некоторое время именовали Великим, до следующего московского бедствия – пожара 1812 года.
Бирон пожаловал усадьбу на Неглинной графу Алексею Бестужеву-Рюмину, но вскоре и тот попал в опалу. После воцарения Елизаветы Петровны род Волынских был помилован, а усадьба возвращена дочери бывшего владельца – Марии Артемьевне Волынской. Мария вышла замуж за представителя известной фамилии – Ивана Воронцова, сенатора и президента Вотчинной коллегии Москвы. Воронцов занялся расширением усадьбы и перестройкой её в стиле классицизма. Обломки прежнего особняка были засыпаны землёй с целью поднять фундамент на два метра, так новое здание стало самым высоким в округе, сформировав тем самым новую панораму Рождественки. Воронцов разбил французский парк с оранжереями, фонтанами и прудами, которые спускались к реке, протекавшей тогда по территории усадьбы. Сейчас о «водных» украшениях напоминает лишь скромный фонтан перед главным зданием.
Сегодня на всех информационных табличках вы увидите, что усадьбу называют в честь двух первых владельцев – усадьба Волынского-Воронцова. После смерти Воронцова его имущество было поделено между наследниками. Некоторое время усадьбой владела Ирина Ивановна Бекетова, тогда здесь бывали поэт Василий Андреевич Жуковский и писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Некоторое время усадьба принадлежала Сергею и Павлу Третьяковым. Именно Павел стал основателем знаменитой Третьяковской галереи. Представляется, что как раз тогда был обозначен новый вектор существования усадьбы – художественный.
В конце XIX века усадьбу передали Строгановскому художественному училищу, а здания перестраивались под руководством одного из преподавателей – архитектора, действительного члена Императорской Академии художеств, статского советника Сергея Устиновича Соловьёва. В тот период бывший усадебный комплекс стал выглядеть именно так, как он выглядит сейчас. Строгановка гармонично вписалась в Московский архитектурный стиль и стала её неотъемлемой частью. Училище с готовностью предоставляло места преподавателям как из своих бывших выпускников, так и выпускникам других институтов. Здесь, например, преподавали знаменитые живописцы Михаил Александрович Врубель и Константин Алексеевич Коровин. Позже Строгановка получила новые помещения на Мясницкой улице и занялась переездом. В наши дни Академия им. Строганова располагается на Волоколамском шоссе.
После революции бывший усадебный комплекс продолжили использовать в качестве художественных мастерских, а затем создали Архитектурный институт, который существует здесь и по сей день. В 1957 году Архитектурному пришлось пережить еще один пожар. Именно о нём написал своё стихотворение «Пожар в Архитектурном институте» выпускник института поэт Андрей Андреевич Вознесенский:
Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам —
пожар, пожар!
По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!
А мы уже дипломники,
нам защищать пора.
Трещат в шкафу под пломбами
мои выговора!
Ватман — как подраненный,
красный листопад.
Горят мои подрамники,
города горят.
Бутылью керосиновой
взвилось пять лет и зим…
Кариночка Красильникова,
ой! горим!
Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
коровники в амурах,
райклубы в рококо!
О юность, феникс, дурочка,
весь в пламени диплом!
Ты машешь красной юбочкой
и дразнишь язычком.
Прощай, пора окраин!
Жизнь — смена пепелищ.
Мы все перегораем.
Живешь — горишь.
А завтра, в палец чиркнувши,
вонзится злей пчелы
иголочка от циркуля
из горсточки золы…
…Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все — кончено!
Все — начато!
Айда в кино!
Сегодня на территории института можно увидеть памятник студентам и преподавателям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, его установили здесь в 1975 году.
В 2000-х годах главное здание реставрировали и надстраивали. Посмотреть обновленную территорию может любой желающий, в дневное время она открыта для свободного посещения.
Вот такая она, старая Москва. Создаётся впечатление, что историю каждого дома здесь можно проследить от «пустопорожних» земель до наших дней. Хороших вам прогулок!