Во время нашего визита в Переславль-Залесский нам хотелось своими глазами увидеть все значимые объекты христианской жизни этого города. Следующей точкой нашего маршрута стал Свято-Троицкий Данилов монастырь, что стоит на юго-восточной окраине города.
Близ холма, на котором возвышается обитель, расположен городской район Сокольская слобода. Здесь в XV-XVII веках жили сокольники, они выращивали птиц для царской охоты. Монастырь был основан в XVI веке переславским иноком Даниилом, ставшим впоследствии духовником Василия III. Первоначально монастырь назывался Всехсвятским, так как состоял всего из одного сооружения – деревянного храма во имя Всех Святых.
Василий III неоднократно бывал в монастыре и просил Даниила молиться о появлении у него наследника. Вскоре после рождения Ивана Грозного в монастыре строят каменный Троицкий собор с приделом во имя святого покровителя новорожденного – Иоанна Крестителя. Именно тогда монастырь и стали называть Троицким.
Преподобный Даниил был богат и своими учениками. Один из них, Афанасий, стал митрополитом Всея Руси и составил житие своего учителя. Герасим Болдинский, другой ученик Даниила, стал основателем Троицкого Болдина монастыря в Болдине (Смоленская область).
В середине XVI века Даниил умирает, его хоронят на территории обители, основателем и первым настоятелем которой он был долгое время. Лишь через сто лет захоронение было открыто, и были обнаружены нетленные мощи. При содействии игумена монастыря Тихона преподобный Даниил был канонизирован. После этого монастырь получил разрешение на строительство храма во имя святого. На месте захоронения Даниила к Троицкому собору была пристроена небольшая церковка, которая составила единый с собором ансамбль. Мощи преподобного Даниила и сейчас находятся в этом храме.
Главный собор Данилова монастыря известен ещё и своей фресковой росписью, созданной артелью известного костромского иконописца Гурия Никитина. Как и положено, западную стену храма украшает фреска с изображением страшного суда, а на боковых стенах размещены сцены из истории Лота и его дочерей. Если поднять голову вверх, то вы увидите изображение Спасителя, сделанное во весь купол храма. Эти фрески считаются одними из самых значимых произведений костромской иконописной школы второй половины XVII века из тех, что дошли до наших дней.
Как и другие обители Переславля-Залесского, Данилов монастырь серьезно пострадал от польско-литовского нашествия в Смутное время. В 1615 году обитель была захвачена и разграблена, все деревянные постройки сгорели. Монастырские земли были разорены, села сожжены, а крестьяне убиты.
Прославление преподобного Даниила помогло привлечь внимание к проблемам монастыря. Он стал принимать паломников, желающих поклониться святому, у монастыря появились новые жертвователи, а вслед за этим началось восстановление обители в камне. В XVII веке средства на восстановление монастыря пожертвовали бояре Барятинские. Благодаря им были заново отстроены Великосвятская и Похвалинская церкви. Когда Иван Барятинский потерял всю свою семью, он остался жить в Свято-Троицком монастыре, где был известен под именем старца Ефрема. На пожертвования Ивана Барятинского были сооружены кельи для монахов, монастырские стены и другие хозяйственные постройки. Иван с почтением был похоронен при монастыре.
К XVIII веку монастырь стал одним из самых богатых в Переславле. В его владении находилось более тысячи десятин пахотной земли и лесных угодий. Монастырю принадлежали несколько сел и деревень с более чем тремя тысячами крепостных крестьян. Здесь была церковно-приходская школа и странноприимный дом паломников, принимавший до пяти тысяч верующих ежегодно. Монастырь хранил документы, имеющие большую историческую ценность: купчие преподобного Даниила, грамоты Василия III, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Алексея Михайловича и Петра I, рукописное Евангелие 1521 года. Особенно почиталась принадлежавшая монастырю Тихвинская икона Божией Матери.
Данилов монастырь известен еще и тем, что его архимандритом в конце своей жизни стал Григорий Неронов – друг протопопа Аввакума и противник патриарха Никона. Неронов тяготел к старообрядчеству, боролся со скоморохами, открыто выступал против реформ Никона и писал письма царю Алексею Михайловичу. Его ссылали в различные монастыри, а в какие-то он сбегал сам. Неронов успел пожить в Новоспасском, Симоновом, Спасо-Каменном, Корельском, Кандалакшском, Соловецком, Иосифо-Волоцком монастырях и даже в Троице-Сергиевой Лавре.
Церковные иерархи больше не желали терпеть дерзости Неронова. Был созван церковный суд при участии Александрийского и Антиохийского патриархов. На суде Неронов покаялся и вернулся к молитвенному общению с участниками собора. Покаяние было принято, а Георгий Неронов был определён на испытание в Данилов монастырь. В обители в это время не было настоятеля. В 1669 году Неронова назначили архимандритом Данилова монастыря.
Управление монастырём не вызывало нареканий, Неронов служил и проповедовал каждый день. Но был известен один случай, когда Неронов всё-таки не сдержался. Он был в церкви Введения Пресвятой Богородицы в Рыбной слободе, где стал делать замечания по ходу богослужения, но прихожане, помня его ссыльную историю, просто выгнали Неронова из церкви. Архимандрит Григорий был погребён внутри паперти соборной церкви Данилова монастыря. Над его захоронением в стене собора размещена белокаменная плита.
С 1753 по 1788 год в Даниловом монастыре действовала Переславская духовная семинария, а затем — Переславское духовное училище. С 1923 года Свято-Троицкий монастырь был закрыт. На его территории в разное время размещались машинотракторная станция, воинская часть и заготовительная контора. Возобновление деятельности монастыря произошло в 1995 году. Сегодня на его территории проживает около двух десятков монахов.
Восстановление обители происходит очень медленно, даже сейчас, когда прошло уже более 25 лет с момента открытия монастыря, он всё еще не выглядит возродившимся. Так случилось, что мы были в обители в пасмурный день, серые тучи ходили над монастырём и не добавляли радости и света местному пейзажу. Но тут мне вспомнилось, что я уже бывала в этом монастыре около двадцати лет назад. И тогда впечатление от него было именно удручающим, монастырь только открыли и начали хоть как-то восстанавливать, везде царила разруха. И то, что мы видели сейчас, это все-таки возрождение. Да, не такое быстрое, как в некоторых других монастырях, но все-таки многое уже сделано малыми силами небольшой монастырской братии, прихожан и жертвователей.