Одиннадцатая глава книги Екклесиаста начинается с еще одного выражения, которое стало крылатыми словами, то есть употребляется в многих литературных произведениях и в разговорной речи. “Отпускай хлеб твой по водам”, говорит проповедник, Екклесиаст.
“Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.”
В том жизненном наблюдении, которое легло в основу знаменитого изречения о водах, скорее всего участвовал не хлеб, который можно купить в магазине, а хлеб в смысле зерна. В районе Нила зерно в те времена бросали в воду во время разлива реки. Размокая в воде и оседая в плодородный ил, несомый водой, зерно через несколько месяцев давало урожай. Возможно, имелся в виду рис, возможно, пшеница.
Как зерно, казалось бы выброшенное, превращается в многочисленные колосья, так вода, испарившаяся, будто пропавшая для нас, собирается в облака. Екклесиаст говорит: “Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на сервер, то оно там и останется, куда упадет.” К первой части этого отрывка невольно напрашивается параллель с началом книги, в котором говорится, что “все реки текут в море, но море не переполняется”.
Вторая часть, в которой говорится о дереве, более трудна для понимания, хотя явно несет в себе глубокий смысл. Поскольку мы имеем дело с поэтической формой изложения, то попытаемся найти смысл в рамках основных тем Екклесиаста. Когда лесорубы валят дерево, они тщательно выбирают, с какой стороны начать пилить или рубить его, так чтобы оно упало в определенную сторону. Без мощной техники, которой тогда не существовало, с целым деревом ничего не поделаешь – куда упало, там с ним и нужно что-то делать. То, что мы делаем в нашей жизни сегодня, повлияет на отдаленные события, потому уже сейчас нужно задуматься, о том к чему они приведут. Когда иносказательное дерево упадет, мы не сможем его подвинуть с севера на юг или восток.
В отличие от других частей книги, где Екклесиаст охватывает множество тем в рамках нескольких стихов, в последних главах он концентрируется на определенных темах, видимо считая их особо важными. “Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.” (11:6)
Екклесиаст старается объяснить своим слушателям, что каким бы важным нам ни казалось одно дело, надо уделять внимание всему в этой жизни. Мы не знаем, что в конечном счете окажется важнее. Даже если наши усилия не приносят видимого результата, когда кажется, что мы бросаем семена впустую, часть из них может принести результат, плод.
Этот принцип хорошо известен экономистам под названием диверсификация. Он диктует вкладывать деньги в несколько начинаний, потому что никто не гарантирует, какое из них будет успешным, а какое заглохнет. “Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.” Число семь в древних текстах символизирует полноту. Упоминание восьми усиливает полноту сверх того, как бы говоря – вложи силы во все, что тебе доступно, и еще сверх того.
В нашу эпоху бурных перемен не приходится объяснять, что бедствия приходят, когда их ждешь меньше всего. Глобальные перемены в климате несут наводнения, ураганы, засуху в таких регионах, в которых никто этого не ожидал. Политические перетряски вызывают падение экономики, переселение больших масс людей, нарушение установленного десятилетиями уклада жизни. То, что казалось наиболее надежным вчера, сегодня может отказать. Тема неожиданного бедствия проходит через всю книгу Екклесиаста. Очевидно, при все своем богатстве, он испытал достаточно серьезные потери, чтобы говорить об этом со знанием дела.
«Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжении всех их, пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, суета!»
Здесь Екклесиаст снова напоминает нам, что как бы могуществен ни был человек, власти его есть предел. Именно поэтому он советует прилагать усилия в разных направлениях и трудится не покладая рук. Жизнь наша – явление временное, крохотная вспышка света на светлом фоне тысячелетий истории. Проповедник призывает нас наслаждаться успехом во всем, в чем мы можем преуспеть, потому что наступят дни, когда силы наши угасают, но остаются воспоминания об былых радостях, успехах. Если растратим впустую время отпущенное нам, то что вспоминать на старости лет?
«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни, и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Здесь мы дошли до начала двенадцатой главы, известной своим образным описанием угасания и старческой немощи. Что это? Констатация отчаяния достичь чего-либо в этой жизни? Призыв радоваться в молодости и покорно переносить мучения заката жизни?
Однако, помните, что в оригинальном тексте Библии не было деления на главы и стихи. Поэтому давайте соединим высказывания о том, чтобы пускать хлеб на воды с тем, что нам предстоят тяжелые времена. Может быть тот, о котором мы позаботились несколько лет назад, вновь встретится нам и с благодарностью за былую поддержу поможет нам? То доброе семя мудрости, которое несет Екклесиаст, и по сей день дает всходы в сердцах многих людей. Так напрасны ли его усилия, о которых он много раз повторяет «суета, все суета»? Подобно семенам мудрости Екклесиаста, Иисус посеял семена Царства Небесного. Продолжатели его учения и по сей день роняют их в сердца людей, никогда не зная заранее, где они прорастут, а где заглохнут. Впитывайте учение Библии, впитывайте Благую весть, потому что наступит время, когда Бог приведет все на суд.