Чтобы посетить Свято-Введенскую Оптину пустынь мы отправились в Калужскую область. Ближайший к Оптине населённый пункт – город Козельск. Близ самого монастыря существует небольшое поселение, жители которого, как правило, занимаются сдачей жилья туристам и паломникам. Некоторые люди специально купили здесь дома, чтобы жить или иметь возможность приезжать сюда в любое время. Даже среди наших знакомых есть такие.
Оптина пустынь является ставропигиальным мужским монастырем. Существует легенда, что его основал бывший разбойник Опта в конце XIV века. Считается, что Опта был главарём банды, скрывавшейся в козельских лесах, но нет информации о том, почему он раскаялся и решил организовать пустынное жительство на той же территории, на которой ранее разбойничал. Опта принял монашеский постриг под именем Макария и стал первым настоятелем на тот момент Макарьевой пустыни. Историки всё же ставят под сомнение реальное существование этой личности.
Принято считать, что Оптина пустынь была основана в XV веке на основании данных из монастырского синодика 1670 года, который был переписан с еще более древнего синодика. Первые же письменные упоминания о монастыре встречаются нам в козельских писцовых книгах 1629-1631 годов.
Близ монастыря протекает небольшая река Жиздра. Во времена Ивана Грозного здесь на засечной черте стоял сторожевой полк солдат. По утрам они перекликались через реку:
— Жив? – спрашивали с одного берега.
— Здрав! – доносилось с другого.
Так возникло название этой речки. По другой вариации этой легенды так переговаривались рыбаки. Речка в период половодья становится бурной и опасной, даже летом можно наблюдать небольшие водовороты на её изгибах.
Говоря об Оптиной пустыни нельзя не упомянуть о Фёдоре Михайловиче Достоевском. Дело в том, что Оптина — одно из тех мест, где на протяжении длительного времени существует особый тип монашества – старчество. Оно не подразумевает привязку к какому либо духовному сану, но лишь духовное наставничество как братии так и мирян, которое заключается в беседах и советах, если о них просят.
Фёдор Михайлович посетил Оптину в 1878 году после смерти своего сына Алексея, которую он и его жена переживали очень болезненно. Об этом визите мы знаем из воспоминаний Анны Григорьевны – жены писателя. Здесь Достоевский встретился с оптинским старцем Амвросием. Всего было три встречи: одна среди других людей и две личных. Эти встречи оставили у писателя глубокое впечатление, а отец Амвросий стал прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». В книге Достоевский воспроизвел обстановку скита и кельи отца Амвросия такими, какими запомнил их при своём визите.
Отец Амвросий передал через Фёдора Михайловича благословение и слова утешения для его жены Анны Григорьевны: «Помяну, мать, помяну, и печаль твою на молитве вспомяну, и супруга твоего за здравие помяну». Эти же слова писатель использует в своём романе, старец Зосима говорит их опечаленной матери.
Посетив уже довольно много православных монастырей, могу сказать, что Оптина пустынь – одна из тех немногих обителей, где монахи хотят с вами поговорить. В большинстве монастырей иноки сторонятся мирян, чтобы избежать искушения и не нарушить свой молитвенный настрой. Скорее некоторые настойчивые паломники стараются испросить у монаха на ходу благословения или совета.
Здесь же ты нередко видишь заинтересованность в глазах мимо проходящего монаха. Как правило, это уже глубокий старик, освобождённый от послушаний. Он может сам завязать с тобой беседу, задавать ей направление, отталкиваясь от каких-то твоих коротких фраз. Наставляя так одного или двух людей, он приветливо смотрит по сторонам, привлекая в слушатели других мимо проходящих паломников. Так вокруг одного монаха образуется случайный круг слушателей, иногда человек около двадцати. Вы можете вместе начать идти в сторону, например, скита, если дело происходит зимой и стоять холодно, или же оставаться на одном месте в летнее время. Когда старец выскажется сам, он очень внимательно слушает вопросы людей, его ответы не всегда будут прямыми и понятными, иногда они довольно иносказательны.
Исповедь в монастыре тоже имеет соответствующие особенности, иногда превращаясь в долгую беседу. Поэтому она продолжается до самого позднего вечера, когда уже закончилось Всенощное бдение, а в храме начинают уборку для подготовки к завтрашней Литургии. И не все желающие смогут успеть исповедоваться в дни больших церковных праздников, когда обитель переживает большой наплыв паломников. Нужно понимать, что исповедующий монах, а в Оптине это особенно выражено, привык жить по строгому монашескому уставу. Поэтому нужно быть готовым к тому, что он может отнестись к вам строже, чем приходской священник.
В 1993 году на праздник Пасхи в Оптиной пустыни произошло трагическое событие. Ритуальным кинжалом были убиты иеромонах Василий (Росляков, 32 года) и иноки Трофим (Татарников, 39 лет) и Ферапонт (Пушкарёв, 37 лет). Нападение произошло на монастырской звоннице, которая стоит отдельно от храмов монастыря. Первым погиб инок Ферапонт, за ним был смертельно ранен инок Трофим. Падая на верёвки, он своим телом успел ударить в колокол. На необычное звучание колоколов откликнулся иеромонах Василий, который направлялся исповедовать в скит. На пути к звоннице он столкнулся с убийцей и тоже получил смертельное ножевое ранение.
В 1994 году на Страстную Пятницу в Оптиной вновь было совершено ритуальное убийство. На лесной тропинке, по дороге из скита в монастырь, от множественных уколов длинной иглой умер паломник Юрий Ефимчук.
Убитых монахов похоронили внутри монастырских стен, а в 2008 году на месте погребения возвели часовню Воскресения Христова по проекту архитектора Алонова Ю.Г. По субботам в ней служат заупокойную литию.
Оптина пустынь – это место, где вы можете задержаться на несколько дней или даже недель, чтобы обрести молитвенный настрой, подумать о жизни, получить совет, если нуждаетесь в этом.
В монастырской гостинице можно жить бесплатно, если вы готовы потрудиться для обители. В трапезной безвозмездно кормят обедом и ужином всех желающих. Питание здесь скромное и не балующее ваши вкусовые рецепторы, что помогает паломникам оставаться на пути воздержания и смирения. Если же вы хотите осмотреть монастырь как обычный путешественник, то вам будет достаточно одного дня.
В завершении хочу обратить ваше внимание на несколько цитат из поучений оптинских старцев. Они помогут вам получить представление о том, какими людьми созидалась эта обитель и какой атмосферой она наполнена.
- Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией (преп. Никон);
- Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами (преп. Иларион);
- Жизнь среди природы для приобретшего любовь и навык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сообщает воззрению широту, целостность и глубину (преп. Варсонофий);
- Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями (преп. Лев);
- Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет (преп. Амвросий);
- Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного (преп. Амвросий);
- В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же.– Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и [Пс. 33, 15] (преп. Амвросий);
- Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину,– это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук (преп. Никон);
- Что нужно человеку, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним (преп. Никон);
- Начинать должно с благодарения за все. Начало радости – быть довольным своим положением (преп. Амвросий);
- Не давайте сердцу привязаться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в свободном сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе обитель Господь (преп. Варсонофий).