Еще один прекрасный монастырь города Переславля, в котором мы побывали и о котором хотим рассказать вам, это Никольский женский монастырь. Он был основан преподобным Димитрием Прилуцким около 1350 года. Димитрий родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским, в купеческой семье Подкопаевых, а монашеский постриг принял в Переславском Горицком Успенском монастыре. Уже тогда преподобный вынашивал замысел об основании в Переславле нового общежительного монастыря на месте, называемом «на болоте», что у Переславского озера (прежнее название Плещеева озера). Там он решил поставить церковь во имя святого Николая чудотворца.
В 1354 году произошла знаменательная встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Они встретились в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Сергий Радонежский возродил и обновил общежительный устав для своего монастыря, позже этот устав был принят повсеместно.
Русское монашество изначально не было общежительным. После принятия Русью христианства первые монастыри были особножительными. В таких монастырях монашествующие вели общий быт, совместно участвовали в богослужении, но во всём остальном каждый монах жил по своему личному усмотрению. До недавнего времени особножительными (идиоритмическими) были многие афонские монастыри, но сегодня все они общежительные, особножительными остаются лишь большинство афонских скитов. Спустя 75 лет после Крещения Руси преподобный Феодосий Печерский ввел общежитие в Киево-Печерском монастыре. Этому примеру последовали и в некоторых других обителях. Но даже в самом Киево-Печерском монастыре общежитие не закрепилось, и первые элементы особножительства стали появляться вновь едва ли не сразу после смерти преподобного Феодосия. Устав, введенный преподобным Сергием, не существовал в письменном виде, а передавался через учеников и личные беседы, но почитался и соблюдался. Первым записи об этом уставе сделал духовник Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый на основании личных воспоминаний и воспоминаний современников. В первоначальном виде эти записи до нас не дошли, сохранились лишь более поздние списки.
Вдохновленный беседами с Сергием Радонежским, преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре новый для этих мест общежительный устав. Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как лучше управлять иноческим общежитием. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме. Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество паломников. По совету преподобного Сергия Радонежского в 1368 году Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли, где основал еще одну обитель – Спасо-Прилуцкий монастырь.
Следует упомянуть, что только во второй половине XIV века ученики и единомышленники преподобного Сергия Радонежского основали на Руси около семидесяти монастырей. Говоря о том влиянии, которое личность Сергия Радонежского оказывала на всех к нему приходящих и за ним следовавших, историк Василий Осипович Ключевский писал: «Нравственное влияние действует не механически, а органически. На это указал Сам Христос, сказав: «Царство Божие подобно закваске». Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века».
Но вернёмся к Никольской обители, она несколько раз за свою историю подвергалась полному разорению. После победы Дмитрия Донского в Куликовской битве власть в Орде захватил хан Тохтамыш. Ему не хотелось мириться с независимостью Руси, и в 1382 году он предпринял поход на Москву, от которой ханское войско двинулось дальше на север. Среди разрушенных ханом городов был и Переславль. Историк Николай Михайлович Карамзин так описывал гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». Разрушен был и Никольский монастырь, но монахи, спасшиеся от смерти, вернулись и вновь отстроили свою обитель.
В 1408 году на Русь двинулись отряды пришедшего к власти Едигея. Взять Москву им не удалось, но из-за их набегов опустели целые волости. Отрядами Едигея был разорен Переславль, а с ним вновь был разрушен и Никольский монастырь. Восстановление и возрождение обители происходит лишь во второй половине XV столетия, во время княжения Василия III, когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но жизнь на Руси никогда не была спокойной, наступает Смутное время, и в 1609 году монастырь вновь разрушается польско-литовскими интервентами.
В 1613 году на разоренное место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник, он и принялся за восстановление монастыря. По преданию, еще будучи мирянином, Дионисий увидел во сне святителя Николая Чудотворца, повелевшего возобновить обитель его имени. Преемником старца Дионисия был игумен Варлаам, который с помощью благотворителей возвёл каменную колокольню и заложил в 1680 году соборный храм Святителя Николая. Работы над Никольским собором продолжались при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Интересно, что до прихода в Никольский монастырь Питирим был известен как раскольник. Закончить собор удалось только при преемнике игумена Питирима и благодаря помощи московских благотворителей Герасима Обухова и его жены Ирины.
С Никольской обителью связана история одной редкой святыни: в конце XVII века сюда был принесен Корсунский крест. Предполагают, что в Переславль его принесли из Суздаля раскольники в дар за то, что были приняты под кров обители. Никольский монастырь был одним из немногих монастырей, который вступал в общение с раскольниками, благодаря чему некоторые из них каялись и обращались к традиционному православию.
Корсунскими на Руси стали называть особый вид четырёхконечного креста, относящийся к древнему византийскому типу крестов. Концы таких крестов завершают диски, связанные с концами креста перемычками, а на дисках могут быть украшения в виде чеканных изображений святых. Такие кресты периода раннего средневековья находили в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии и на Афоне. По преданию, десять таких крестов с частицами мощей святых угодников князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона). От города Корсуни они и получили свое название. Сами же корсунские кресты стали делать по подобию креста, явившегося на небе римскому императору Константину Великому перед Мильвийской битвой. До нашего времени сохранилось лишь несколько корсунских крестов, один из которых был принесён в Никольский монастырь. С 1923 года крест хранился в музее Переславля-Залесского, в 2007 году был отреставрирован, а с 2009 года возвращён в Никольский собор в стеклянном коробе под ответственность музея. Сегодня Корсунский крест и чудотворный образ Святителя Николая, считающийся очень древним, можно увидеть в Никольском храме обители. Другие корсунские кресты можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля.
После смерти игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них все же успели внести свой вклад в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святые врата с надвратной церковью во имя апостолов Петра и Павла, а в 1761 году при архимандрите Филарете монастырь был обнесен каменной оградой. С 1776 по 1896 год настоятели менялись каждые несколько лет, что не могло благоприятно влиять на жизнь обители. К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек, а сам монастырь пришел в упадок.
Жители Переславля решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский, что и произошло в 1898 году. Вдохнуть новую жизнь в обитель были призваны четыре монахини и восемь послушниц из Свято-Успенского монастыря города Александрова. Настоятельницей была назначена самая старшая монахиня — Антония. Монастырь начал реставрироваться, что свидетельствовало о том, что он вновь стал посещаем и обрастал новыми благотворителями. В 1903 году один из них привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года. Обитель процветала, а количество насельниц в нём достигло ста человек.
Как вы понимаете, долгого благополучия в России не бывает, настал 1917 год. Никольская обитель в очередной раз (какой уже по счёту?) разрушается. Были взорваны соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. Хозяйственные и жилые постройки городские власти отдали под животноводческую базу, а в келейном корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские. О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не осталось.
Никольский женский монастырь был вновь открыт постановлением Святейшего синода Русской православной церкви в 1993 году. Новые сёстры пришли на руины. Первое богослужение во вновь отстроенном Никольском соборе состоялось лишь в 2003 году. Со дня возрождения обители настоятельницей является игуменья Евстолия (Афонина).
Рядом с монастырем сейчас можно увидеть Смоленскую Корнильевскую церковь конца XVII века, оставшуюся от Борисоглебского Песоцкого монастыря. Он был упразднён еще в XVIII веке, а храм сохранился до наших дней.
С учётом всех испытаний, выпавших на долю этого монастыря, он выглядит просто прекрасно. И совершенно мирно. Здесь есть пруд, возле которого летом можно посидеть за столиками кафе-трапезной, наблюдая за жизнью местных птиц и удивляясь тому, как безжалостно история страны вновь и вновь проходилась катком по этой обители. И каким невероятным фениксом она вновь и вновь возрождалась из пепла.