Проезжая подмосковный город Дзержинский мы решили посетить обитель с интересным названием – Николо-Угрешский монастырь. Найти его будет нетрудно, он стоит на площади Святителя Николая.
По преданию, Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году князем Димитрием Донским. Письменные свидетельства времён основания монастыря до нас не дошли, история основания долгое время передавалась в монастыре из уст в уста. Первый письменный рассказ об истории основания монастыря мы встречаем в рапорте, отправленном игуменом Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года в ответ на указ представить данные по его истории: «Благоверный великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и, отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над деревом, называемым сосной, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его».
После победы князь вернулся к месту явления ему образа Николая Чудотворца и совершил благодарственный молебен со своим воинством. Тогда, согласно рапорту, Дмитрий Донской нарёк это место именем Угреша и повелел соорудить здесь храм и обитель во имя Николая Чудотворца. Полагают, что стилистика рапорта говорит о том, что игумен Варнава воспользовался более ранним письменным источником, не дошедшим до нас. Это вполне возможно, так как оригиналы многих древних документов не сохранились из-за многочисленных набегов и пожаров, кроме того, во время эпидемии чумы в 1771 году умерли почти все насельники Угреши и часть документации была сожжена из-за боязни заражения.
Нет точного ответа, почему место было названо именно Угрешей. По одной из версий, здесь протекала река с таким же названием. Предполагают, что слово «угреша» произошло от финно-угорского «унгур ша», что означает «луговая река». По другой версии, название восходит к радостному восклицанию Дмитрия Донского при виде чудесной иконы святителя Николая «сие вся угреша [согрело] сердце мое».
Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, то есть основанным и поддерживаемым конкретными состоятельными благодетелями. Ктиторами монастыря в XIV-XVII веках были русские государи, а первым ктитором – великий князь Московский Дмитрий Донской. Поэтому, хотя монастырь неоднократно горел и был разорён, он довольно быстро восстанавливался (например, когда в 1521 году монастырь был сожжён дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея). В монастыре бывал Иван Грозный, царские выезды на богомолье совершали Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, что способствовало развитию и укреплению благосостояния монастыря. Обитель неоднократно посещал и Пётр I, но после стрелецких бунтов монастырь стал одним из мест заключения мятежных стрельцов, выступивших против царя.
Во время войны 1812 года монастырь подвергся нападению французов, один из французских полков некоторое время стоял на территории обители. С 1925 года монастырь был полностью закрыт, возвращение монастыря Церкви произошло в 1991 году. Возрожденная обитель не стала «рядовым» монастырем, с 2021 года здесь располагается резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских – одного из древнейших епископских титулов РПЦ. На митрополита Крутицкого и Коломенского возлагается функция управления всей Московской епархией.
Одним из знаменитых насельников монастыря в 1874-1875 годах был русский философ Константин Николаевич Леонтьев. Для религиозного мыслителя монастырская жизнь оказалась непростым испытанием, как в бытовом плане, так и из-за разногласий с игуменом Пименом. Леонтьев закончил свой земной путь в монастырской гостинице Троице-Сергиевой лавры, а похоронен был недалеко от неё – в Черниговском скиту.
Главный собор монастыря – Никольский. Его предшественник был заложен еще Дмитрием Донским в XIV веке. С тех пор собор неоднократно разрушался и перестраивался. В 1940 году он был разобран полностью. Новое здание Никольского собора было отстроено к 2006 году по образу собора XVI века.
Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 году, в год 500-летия монастыря, а достроен к 1889 году. В советское время храм был повреждён, с 1991 по 2000 год в соборе проходили реставрационные работы.
Рядом с монастырской колокольней в 1763 году на месте упразднённых государевых палат была построена Успенская церковь.
В обители было место, где монахи могли отойти от общежитийного уклада монастырской жизни. Двухъярусная деревянная церковь Петра и Павла была построена как скитская в 1857 году. Она имеет традиционную осевую композицию в виде корабля. Скит, основанный в конце 1850-х годов, занимал северо-западный угол монастыря. Кельи и деревянная ограда скита, к сожалению, не сохранились. Работы по восстановлению церкви Петра и Павла и колокольни проводились в 1990-х годах.
На территории, где раньше находилось монастырское кладбище, был построен храм во имя Пимена Угрешского – настоятеля монастыря второй половины XIX века. Раньше здесь стояла часовня, где покоились мощи святого, но в 1928 году она была разрушена.
Небольшой ажурный храм рам в честь Казанской иконы Божией Матери был восстановлен в 2004 году, а построен он был в конце XIX века на месте юго-восточной башни при монастырской богадельне.
В северо-восточном углу обители к бывшей монастырской больнице примыкает храм в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость». Он был построен в середине XIX века, а восстановлен в 1999 году.
На территории монастыря стоит небольшая Никольская часовня. До революции в ней хранился фрагмент ствола сосны, на котором, по преданию, Дмитрию Донскому был явлен образ Николая Чудотворца. Часовня была восстановлена в 1998 году.
В монастыре можно посетить музей Николая II, в нем представлены экспонаты, собранные искусствоведом Александром Васильевичем Ренжиным и переданные в дар обители.
Сегодня монастырь находится в прекрасном состоянии, его территория приведена в порядок. Мы видели, что жители города приходят в монастырь просто для приятной семейной прогулки. Внутри монастырских стен есть небольшое озеро, у которого можно просто отдохнуть и понаблюдать за его пернатыми жителями. А на газоне можно увидеть пасущуюся корову – большая радость для маленьких детей.