В Ногинском районе Московской области мы посетили одну малоизвестную обитель — Николо-Берлюковский мужской монастырь. Он стоит у поворота реки Вори близ деревни Авдотьино.
Основание монастыря связывают с именем иеромонаха Варлаама, решившего обустроить здесь уединенное молитвенное место — пустынь. Варлаам пришел в эти места в начале XVII века из ныне не существующего Стромынского монастыря, где сейчас находится деревня Стромынь. В Смутное время Стромынский монастырь был разорен польскими интервентами. Та же участь постигла и Успенский Предтеченский монастырь, из которого сюда пришли две монахини – Иулиания и Евдокия. С собой они принесли уцелевшую икону Николая Чудотворца, в честь которой и была срублена в местных лесах первая небольшая деревянная часовня. Через некоторое время благодаря помощи окрестных жителей на месте этой часовни был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца, который упоминается в писцовых книгах Московского уезда от 1630-х годов и в дозорных книгах 1680-х годов.
Монастырь, разумеется, стали называть Никольским. Приставка «Берлюковский» объясняется в историческом описании пустыни от 1875 года. Там говорится о старце по прозвищу Берлюк, или Бирюк, что надел на себя вериги. Он был раскаявшимся разбойником, а прозвище его означало «волк», «зверь» или «человек с суровым характером». Есть еще одна, более прозаичная, версия происхождения названия обители. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято–Николаевской Берлинской пустынью или скитом. Со временем название модифицировалось в Николо-Берлюковскую пустынь.
В 1701 году пустынь стала подворьем московского Чудова монастыря, братия пополнилась новыми людьми. Тогда же на пожертвования московского купца Викулы Мартынова был выстроен новый каменный храм во имя Николая Чудотворца.
В 1731-1734 годах настоятелем монастыря был Иосия Самгин, за которого поручились сёстры Петра I, Мария и Феодосия. В 1734 году у настоятеля обнаружили некие запрещенные рукописи, он был бит батогами и сослан на Камчатку как бунтовщик. Пустынь упразднили, братию распределили по другим монастырям, а храм Николая Чудотворца сделали обычным приходским. Статус монастыря был возвращен обители лишь спустя десятилетия.
В этих местах принято называть чудом событие, случившееся в 1829 году. Тогда была явлена необычная икона «Лобзание Христа Иудою». По преданию, на местонахождение иконы указала слепая прихожанка Татьяна Ивановна Кузнецова. Людям было трудно поверить словам слепой женщины, она говорила, что изображение, на котором Иуда целует Спасителя, уже окруженного римскими солдатами, находится в монастырской пекарне. Но именно там образ и был обретён, монастырь с тех пор стал крепнуть и расцветать. Местные купцы стали выделять средства на развитие монастыря. Во второй половине XIX века в обители появилась надвратная церковь во имя Василия Великого, был заложен новый Троицкий храм взамен обветшавшего, появился храм Христа Спасителя, специально для размещения чудотворной иконы, и храм во имя Всех Святых.
Тогда же в монастыре началось строительство колокольни, но завершить её удалось только к 1900 году. Над колокольней работали два архитектора. Проектировал 88-метровую колокольню Александр Степанович Каминский, который проектировал постройки Николо-Угрешского монастыря (смотри нашу статью о Николо-Угрешском монастыре), первое здание Третьяковской галереи и Третьяковский проезд. Верхний ярус колокольни проектировал Василий Михеевич Борин.
В начале мая 1895 года Николо-Берлюковскую пустынь посетил композитор Сергей Иванович Танеев (смотри нашу статью о Танееве и Дюдьково). «Удивительно приятно. Покой. Сочинял с большой лёгкостью», — гласит одна из записей, появившихся в этот период в его дневнике.
К сожалению, развитие монастыря было остановлено ходом российской истории. Монастырь был закрыт и упразднен в 1920 году, с массовым изъятием монастырских ценностей пропала и чудотворная икона. В советское время на территории обители была больница, потом туберкулезный санаторий и дом для душевнобольных. Монастырские строения были частично утрачены. Но знаменитый 38-пудовый медный крест, сиявший с колокольни на много верст вокруг, снесло ветром лишь в 1994 году. В еще разрушенном монастыре в 1991 году режиссёр Карен Шахназаров снимал фильм «Цареубийца» с Олегом Янковским.
Возрождение монастыря проходило довольно медленно. В 1992 году здесь появилась церковная община. Настоятель храма Христа Спасителя в Николо–Берлюковской пустыни был назначен лишь в 2002 году, им стал иеромонах Евмений (Лагутин). И только в 2006 году приход храма Христа Спасителя был преобразован в монастырь.
С тех пор в монастыре неустанно проводятся ремонтные работы на территории, восстанавливаются храмы. Однокупольный Троицкий храм в советское время выполнял функцию столовой, сейчас в нем проводятся богослужения.
Достопримечательностью монастыря стала Романовская аллея. Она была основана в 2011 году настоятелем монастыря игуменом Евмением при участии фонда «Возрождение культурного наследия». Аллея представлена двумя рядами бюстов российских императоров и членов их семей.
Когда проводились базовые работы по очистке монастыря перед восстановительными работами, обнаружилось, что заваленный мусором храм Христа Спасителя уходит вниз на 30-метровую глубину. В дореволюционную эпоху богослужения в нижней части храма Христа Спасителя не совершались. Интересно, что сведений о подземном помещении не содержал и проект здания. Главный летний собор обители без подвальной части был освящен в 1848 году. Но в скором времени из-под земли по стенам начала подниматься сырость, что стало угрожать внутреннему убранству и храмовым росписям. Оказалось, что нижние галереи были выстроены для решения возникшей проблемы в 1866 году. В 2004 году настоятелем возрождающейся обители игуменом Евмением было принято решение устроить в этих помещениях храм в честь Собора Архангела Михаила.
Недалеко от монастыря есть источник Николая Чудотворца, мы прогулялись до него пешком. Считается, что источник существует на этом месте с начала XVII века. Здесь предусмотрены места для набора воды и купальня.
Многим нравится монастырская выпечка. Следует отметить, что отношение к ней особенное. Ведь именно в монастырской пекарне, где и сегодня пекут хлеб, в прежние времена была обретена икона «Лобзание Христа Иудою». В любом случае, после прогулки по монастырю или даже после купания в источнике вам будет приятно выпить здесь горячего чая со свежим ароматным пирожком.