Осмотрев дом Пашкова, можно перейти на другую сторону улицы Знаменки. Название улицы известно с конца XVI века, оно связано со стоявшей здесь до 1931 года церковью Знамения Пресвятой Богородицы. После революции название несколько изменилось, улицу назвали Краснознамённой, но уже в 1925 году переименовали в улицу Фрунзе. Историческое название Знаменке вернули лишь в 1990 году.
На пересечении Знаменки и Волхонки, стоит особняк, возведенный в 1829 году архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Здесь в мае 1997 года расположилась подаренная государству годом ранее коллекция живописных и графических работ художника Александра Шилова. Местоположение особняка позволило галерее органично войти в круг близлежащих достопримечательностей и стать одной из них. Открытие галереи, получившей имя художника, еще при его жизни – явление крайне редкое. Сегодня в галерее кроме выставок проходят концерты, играются спектакли и проводятся творческие вечера.
Напротив галереи Шилова стоит небольшая часовня Николая Чудотворца «Можайского». Образ Николы Можайского, в честь которого названа часовня, датируется XIV веком и находится сейчас в Третьяковской галерее. Происходит же образ, как и его название, из города Можайска Московской области. Там он находился в Никольском соборе деревянного Можайского кремля. Интересно, что первые упоминания о Николе Можайском встречаются в русских былинах, например, в «Садко». Микола Можайский выступает в былине в качестве защитника христианской веры и противопоставлен в ней морскому царю.
Никольская часовня была построена в 2006 году на месте разрушенной в 1932 году церкви Николы Стрелецкого у Боровицких ворот. Дело в том, что здесь в XVII веке начиналась Стрелецкая слобода, а церковь стала своего рода полковым храмом, который был возведён на средства самих стрельцов в 1682 году.
Церковь венчалась горкой островерхих кокошников в три яруса и пятью главками с золотыми крестами, всего же у храма было девять глав. Островерхие кокошники в виде языков пламени символизировали огненное небесное воинство, почитаемое земными воинами. Во дворе храма разместилось воинское кладбище. Над южным входом в храм в киоте под карнизом находился образ того самого Николы Можайского с мечом в одной руке и с храмом — в другой. Церковь Николы Можайского стала главным украшением Боровицкой площади, на которой собирались и строились стрельцы Стремянных полков. Он входил в ожерелье храмов и часовен, окружавших Кремль, а его служители присматривали за лампадой у иконы над Боровицкими воротами Кремля.
Церковь процветала до тех пор, пока Петр I после стрелецких бунтов не распустил стрелецкий полк. В 1812 году храм был разграблен и сожжен французской армией, восстанавливали его уже на деньги прихожан. Разрушение церкви в 1932 году было связано не столько с борьбой власти с религией, сколько с тем, что здесь прокладывали ветку Сокольнической линии метро. Так как участок, где раньше был храм, спустя много лет оставался незастроенным, было принято решение установить здесь памятную часовню в честь Николы Можайского.
Рядом с галерей Шилова и часовней мы обнаружили здание, которое стилистически подходит этому месту, но оказалось, что это новострой. Дом с видом особняка был построен в 2008 году под офисы. Пустует он или нет, мы понять не смогли. Если пройти мимо этого здания двором, то можно «вынурнуть» на Волхонку.
Улица на месте Волхонки сформировалась еще в XIV веке. Местность тогда называлась Чертолье по названию протекавшего здесь ручья – Черторый. А название улицы – Чертольская (Черторьская) встречается уже в 1547 году. Название «Волхонка» возникло в конце XVIII века, тогда эти владения принадлежали князьям Волконским, а на самой улице располагался питейный дом «Волхонка».
Здесь пред нами сразу же предстал доходный дом Кузьмы Григорьевича Лобачёва. Он был построен в 1904 году по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева, автора ряда проектов московских зданий начала XX века. Купец Лобачёв был известен тем, что торговал в Охотном ряду мясом и маслом. Сейчас здесь находится художественная галерея «На Ленивке», внутренние помещения которой декорированы в соответствии с традициями начала XX века – в стиле «модерн». В залах галереи сохранены практически все элементы оригинального внутреннего убранства, в том числе лепнина, старинный дубовый паркет, высокие двустворчатые двери. В экспозиции представлены работы Юрия Анненкова, группы Кукрыниксы и других художников XX века.
Другое интересное здание на этой улице стоит на бывших владениях дворянского рода Нарышкиных. Особняк относится к XIX веку, его построил архитектор Михаил Илларионович Никифоров. По проектам этого архитектора в Москве был построен целый ряд домов, и была возведена церковь Михаила Архангела, что на Девичьем поле.
Во флигеле этого дома жил и работал художник Василий Андреевич Тропинин. Именно здесь им был написан один из самых известных портретов поэта Александра Сергеевича Пушкина. «Московский Телеграф» за 1827 год так писал о тропининском портрете Пушкина: «Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина, Пушкин изображен en trois quarts [в три четверти], в халате, сидящим возле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроту взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинной понятие».
Относительно того, кто был заказчиком картины, до сих пор нет единого мнения. Согласно одной из версий, портрет был заказан Тропинину другом Пушкина Сергеем Александровичем Соболевским, которому хотелось иметь реалистичное изображение поэта. По другой версии, Пушкин сам заказал этот портрет для Соболевского, и преподнес его в виде сюрприза.
Картину ждала интересная судьба. Уезжая надолго за границу, Соболевский оставил портрет на сохранение друзьям. Вернувшись в Россию, владелец обнаружил в раме копию, которую, по его словам, он выбросил в окно. След портрета был потерян, только в середине 1850-х годов картина была обнаружена в антикварной лавке и была приобретена директором Московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенским. В 1909 году портрет был передан наследниками Оболенского в Государственную Третьяковскую галерею, откуда, после экспонирования на Всесоюзной пушкинской выставке в Москве в 1937 году, картина была перевезена в Ленинград. Сейчас портрет числится в собрании мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина, что на Мойке 12. Посетители музея могут проследить несколько этапов работы художника над образом поэта. В экспозиции представлены живописный этюд, который художник хранил у себя всю жизнь, графический набросок, предварявший работу на холсте, и сам оригинал.