Кажется удивительным, что на Ленинградском проспекте вблизи станции метро «Динамо» стоит самый настоящий царский дворец. Дело в том, что застройка этого района преимущественно советская, так что увидеть здесь объект дворцовой архитектуры как-то не ожидаешь, если только не знаешь об истории этих мест и о дворце заранее.
Петровский путевой дворец строился на въезде в город со стороны Петербурга. К возведению дворца приступили по приказу Екатерины II. Строительством занялся знаменитый архитектор Матвей Федорович Казаков. Дворец считается одним из лучших творений Казакова. Меня, разумеется, интересовал вопрос, почему дворец носит название Петровского. Размышляя об этом, сразу же думаешь о Петре I. Но ведь дворец построили по воле Екатерины II уже после Петра. Оказалось, причина такого названия в том, что дворец стоял на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю (смотри нашу статью о Высоко-Петровском монастыре) – тому самому, что дал название столичной улице Петровке. Парк, разбитый за дворцом, тоже называют Петровским.
Путевые дворцы в России строили как места отдыха для путешествующей царской семьи. После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда были перемещены все правительственные учреждения, но главные святыни, такие как Успенский собор, в котором традиционно проходило венчание на царство, а затем и коронация российских царей, по-прежнему оставались в Москве. Необходимость путешествий из Санкт-Петербурга в Москву для представителей царской семьи сохранялась. В те времена путь из новой столицы в старую у венценосных особ мог занять две-три недели. Между Санкт-Петербургом и Москвой было построено несколько путевых дворцов, но самым величественным признавался именно Петровский. Его иногда именовали подъездным, так как здесь была последняя остановка перед въездом в город.
История строительства Петровского дворца связана с событиями Первой русско-турецкой войны. В 1774 году между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила значительную контрибуцию, право держать флот на Черном море и присоединила первые земли в Крыму – город Керчь и крепость Еникале. Екатерина II повелела по этому поводу устроить большие народные гулянья в Москве.
Тогда на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей. На лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились подсвеченные деревни и мельницы. В ходе театрализованного представления Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки.
Императрице понравились не только гуляния, но и сама местность. Тогда она повелела построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II поручила архитектору Казакову, работавшему вместе с Василием Ивановичем Баженовым над возведением ходынских павильонов, построить для нее путевой дворец. Казаков не стал медлить, он приступил к строительству в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. К выполнению декоративных элементов Казаков привлёк известного немецкого мастера Иоганна Юста. Императрица впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.
Тогда ей был представлен величественный комплекс сооружений, по своей структуре напоминавший классическую усадьбу: сам дворец – главный дом, парадный двор и проездные ворота на задний двор с двумя хозяйственными флигелями. Стиль, в котором был выполнен сам дворец, сейчас принято называть неоготическим. В первый свой приезд Екатерина провела во дворце четыре дня. Во второй раз она побывала здесь в 1787 году по дороге из Крыма. Тогда её визит продлился десять дней.
Начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронацией в Петровском путевом дворце. А в 1812 году в нём остановился Наполеон Бонапарт, покидающий горящую Москву. Наполеон жил здесь в покоях «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Говорят, что первую ночь во дворце Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью. После ухода французской армии из дворца, он был разграблен местными крестьянами.
В полуразрушенном состоянии здание оставалось до 1827 года, когда император Николай I повелел архитектору Ивану Таманскому, ученику Казакова, произвести восстановительные работы. Таманский сохранил прежний облик дворцового комплекса, а интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир».
Дворец вновь стал выполнять свои прежние функции. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой царская семья, приехав на Николаевский (сейчас — Ленинградский) вокзал, пересаживалась в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (сейчас — Белорусский) вокзал. Там царственные особы пересаживались в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы — в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Уже отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. При Николае I дворец стали использовать и как загородную резиденцию членов императорской семьи, когда они находились в Москве.
В 1917 году дворец был национализирован, здесь размещались лазарет, районный комитет, милиция. Печи топились дорогим паркетом и мебелью, а картины и ценности бесследно исчезали. По поручению наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского дворец передали Военно-воздушной академии имени Жуковского, выпускником которой был Юрий Гагарин. В течение долгих лет Петровский дворец был главным корпусом, сердцем и одним из символов академии. И только в годы Великой Отечественной войны академию эвакуировали в Свердловск. В это время во дворце находились штабы авиации дальнего действия и войск ПВО.
Военно-воздушная академия оставила дворец лишь в 1996 году, переехав на Планетную улицу. Здание перешло в ведение городской администрации, ему потребовались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец стал Домом приемов правительства Москвы. На втором этаже сейчас располагается гостиничный комплекс, а на первом – музей.
Русские поэты не обошли своим вниманием Петровский путевой дворец. В 1841 году здесь останавливался Михаил Юрьевич Лермонтов по дороге из Петербурга на Кавказ. К истории дворца на страницах «Евгения Онегина» обратился и поэт Александр Сергеевич Пушкин:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют: вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.