Вблизи Садового кольца есть прекрасное место для неторопливых прогулок – Патриаршие пруды. Если вы никогда не были в этом месте, то с удивлением обнаружите, что пруд здесь всего один. Давайте попробуем разобраться, почему так получилось.
До XVII века вблизи этого места разводили коз, а их шерсть поставляли ко двору царя. Вместо пруда здесь было болото, которое так и называли – Козье болото. Те времена нашли отражение в названиях близлежащих переулков – Малый и Большой Козихинский.
Итак, мы с вами выяснили, что водоём на этом месте существовал еще несколько сотен лет назад. Но откуда взялось название «Патриаршие»? Оказывается, в начале XVII века это живописное место выбрал для своей резиденции патриарх Гермоген. Здесь была отстроена Патриаршая слобода, которая стала одной из самых богатых в городе. Слобода разрасталась, в ней возводились церкви и жилые здания.
В 1683 году уже патриарх Иоаким распорядился осушить болота и вырыть три пруда, в которых можно было бы разводить рыбу для патриаршего стола. Создание специальных рыбных прудов было для Москвы не в новинку. Так в Пресненских прудах разводили дорогие сорта рыбы, которые подавали к столу на праздники. В трёх прудах Патриаршей слободы разводили самые простые сорта. Эти три пруда дали название Трёхпрудному переулку, где провела своё детство будущий поэт Марина Ивановна Цветаева:
Ты, чьи сны ещё непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.
О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю — пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!
Будет скоро мир тот погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.
Когда патриаршество пришло в упадок, слобода перешла в руки других хозяев. За прудами уже не следили и они заболотились. После знаменитого московского пожара 1812 года даже было решено засыпать вновь возникшие болота. Пощадили только самый большой пруд, который привели в порядок, вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький сквер, который поначалу называли «Бульвар Патриаршего пруда». И вот теперь становится понятно, почему в современном названии сохранилось множественное число «пруды», а на деле пруд всего один.
Патриаршие пруды были частью жизни литературной дореволюционной Москвы. Зимой здесь заливали каток, куда приводил своих дочерей Лев Толстой. Здесь же разворачивается одна из сцен романа Толстого «Анна Каренина», в которой Константин Левин ищет встречи с Китти:
«Он узнал, что она тут, по радости и страху, охватившим его сердце. Она стояла, разговаривая с дамой, на противоположном конце катка. Ничего, казалось, не было особенного ни в ее одежде, ни в ее позе; но для Левина так же легко было узнать ее в этой толпе, как розан в крапиве. Все освещалось ею. Она была улыбка, озарявшая все вокруг. «Неужели я могу сойти туда, на лед, подойти к ней?» — подумал он. Место, где она была, показалось ему недоступною святыней, и была минута, что он чуть не ушел: так страшно ему стало. Ему нужно было сделать усилие над собой и рассудить, что около нее ходят всякого рода люди, что и сам он мог прийти туда кататься на коньках. Он сошел вниз, избегая подолгу смотреть на нее, как на солнце, но он видел ее, как солнце, и не глядя».
Здесь любил гулять и слушать соловьёв другой писатель Толстой — Алексей Николаевич, автор романа «Пётр Первый». Знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается со сцены на Патриарших прудах:
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».
В парке даже установлен знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», отсылающий к названию первой главы «Мастера и Маргариты».
В начале XX века местность у Патриарших стала активно застраиваться. В 1924 году пруды попытались переименовать в Пионерские, но название не прижилось.
В 1958 году Евгений Евтушенко написал стихотворение «Патриаршие пруды», в котором есть такие строки:
Туманны Патриаршие пруды.
Мир их теней загадочен и ломок,
и голубые отраженья лодок
видны на темной зелени воды.
Белеют лица в сквере по углам.
Сопя, ползет машина поливная,
смывая пыль с асфальта и давая
возможность отражения огням.
Скользит велосипед мой в полумгле.
Уж скоро два, а мне еще не спится,
и прилипают листья к мокрым спицам,
и холодеют руки на руле.
Сегодня на Патриарших прудах можно взять велосипед напрокат.
В 1974 году на Патриарших появился памятник Ивану Андреевичу Крылову. Баснописец представлен в окружении своих самых известных персонажей. Сам писатель изображен в соответствии с тем впечатлением, которое он производил на современников. Иван Андреевич считался флегматиком со спокойным и уравновешенным характером. Его не так уж сильно заботил собственный внешний вид. Крылов слыл большим гурманом.
В 1986 году было решено восстановить на берегу пруда павильон, который находился на этом месте в 1938 году.
При возведении нового павильона были использованы лепнина, рельеф и модули старого здания.
В 2002 году рядом с Патриаршими был построен жилой дом «Патриарх» по проекту архитектора Сергея Ткаченко. Здание венчает модель башни Татлина. Советский авангардист Татлин посвятил свой проект III Интернационалу, но реализация его замысла так и не состоялась.
В 2003 году в парке была произведена масштабная реконструкция: пруд снова вычистили, берега укрепили, в воду запустили рыбу, проложили дорожки, улучшили освещение парка, посадили новые деревья и обновили лавочки. На пруду можно увидеть уток и лебедей, которых любят подкармливать москвичи и гости столицы. Сейчас пруд, павильон и парк стали объектами культурного наследия. Теперь они охраняются государством.
На пруду стоит избушка-книгообмен.
Зимой, как и в прежние времена, на пруду заливается каток для свободного катания. Прокат коньков работает в восстановленном павильоне. Летом здесь проходят организованные фестивали и самодеятельные встречи. Однажды мне повезло увидеть в парке двух молодых ребят, читающих по очереди свои и чужие стихи. Собравшиеся случайные слушатели тоже захотели прочитать что-то из близкой им поэзии. Случился импровизированный вечер поэзии, с которого совершенно не хотелось уходить.