Казалось бы, как связан русский импрессионизм и кондитерские изделия? Начнем издалека. В Беговом районе города Москвы расположен комплекс зданий кондитерской фабрики «Большевик». Предприятие кондитерской промышленности возникает здесь ещё в 1855 году, когда французский предприниматель Адольф Сиу открывает в Москве торговый дом «А.Сиу и Ко» с сетью фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. Знаменитое печенье «Юбилейное» было разработано именно этим торговым домом в 1913 году к 300-летию династии Романовых, оно не имеет отношения к каким-либо круглым датам, связанным с советским периодом. После революции фабрика была национализирована и получила новое название – «Большевик», а печенье так и продолжили выпускать по старой рецептуре и с прежним названием. Интересно, что уже в наше время возник спор за наименование «Юбилейное» между фабрикой и другим производителем, утверждавшим, что он назвал схожий продукт в честь стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Юбилейное», обращенного к Александру Сергеевичу Пушкину. «Большевик» тогда дело выиграл, а юбилей царской династии так и остался более весомым поводом для названия печенья, чем поэтические реверансы.
После распада Советского Союза фабрика была выкуплена иностранной компанией, а производство перенесли в город Собинку во Владимирской области. В 2012 году корпус сооружений «Большевика» был приобретён российскими предпринимателями. Один из них, Борис Минц, принял решение создать в одном из фабричных помещений Музей русского импрессионизма. За проект по реставрации и превращению бывшего мукомольного склада в форме цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше в современный музей взялось британское архитектурное бюро. Среди авторов проекта были люди, работавшие над обновлением знаменитого лондонского вокзала King’s Cross. Они решили сохранить цилиндрическую форму хранилища муки, но придать зданию будущего музея вид современного арт-объекта. Кирпичную постройку облицевали блестящим перфорированным металлом, сделали внутренние перекрытия и разбили здание на пять этажей. Лишь тогда продовольственный склад смог превратиться в настоящий музейный комплекс. Здесь разместились три просторных выставочных зала. В цокольном этаже, наряду с выставочной зоной, были выделены зоны для мультимедийных и интерактивных инсталляций, учебной студии и магазина с музейной атрибутикой. На третьем этаже предусмотрены выходы на летние террасы, расположенные прямо на крыше музея. Здесь можно уютно устроиться, купив чай и сладости в местном кафе. К сожалению, из-за пандемии и тополиного пуха, окутавшего в эти дни всю Москву (от него страдает система вентиляции музея), в момент нашего посещения выход на террасу был закрыт. Основным цветом музейных интерьеров был выбран светло-серый. Он позволяет зрителю наслаждаться работами русских импрессионистов, не только не отвлекая на себя внимания, а наоборот – словно собирая и акцентируя его на цветовых палитрах представленных картин. Маршрут выставки разработан по круговому принципу с перемещениями с этажа на этаж при помощи плавных и тихих лифтов.
Конечно, когда ты видишь множество прекрасных работ, запоминаются далеко не все из них. Это нормально. Следует учесть и тот момент, что у каждого человека свой период времени, в течении которого он способен активно воспринимать новую визуальную информацию, потом требуется перерыв. Если у вас этот период не слишком продолжительный, рекомендую подходить сразу к тем картинам, которые вас интересовали заранее или привлекли ваше внимание прямо сейчас. Воспринять каждую работу качественно все равно вряд ли получится.
Хочется сказать о нескольких произведениях, оригиналы которых мне было очень приятно увидеть «вживую». Это, конечно, Нико Пиросмани «Погонщик с верблюдом». Это работа 1910-х годов, выполненная маслом и находящаяся сейчас в частной коллекции. Увидеть её – большая радость. Именно эта работа была первой опубликована в СССР в Большой Советской Энциклопедии. Николай Асланович Пиросманишвили был художником-самоучкой, который за стакан вина или тарелку харчо писал вывески для магазинов, портреты или просто картины на клеёнке самодельными красками. В тифлисском духане «Варяг» его работы увидели художники-футуристы Михаил Ле-Дантю и братья Илья и Кирилл Зданевичи, так началась история открытия таланта этого самобытного мастера. В 1913 году, уже под сокращенным для удобства восприятия именем — Нико Пиросмани, его работы произвели фурор на московской авангардной выставке «Мишень», организованной Михаилом Ларионовым. Персональная выставка Пиросмани прошла в Тифлисе в 1927 году, а в 1930-м – в Ленинграде и Москве. Казимир Малевич после просмотра работ художника писал: «…Пиросманишвили для меня лично есть большое и острое явление».
В музее представлена ещё и тактильная модель картины «Погонщик с верблюдом». Можно закрыть глаза и водить пальцами по выпуклым линиям рисунка. К сожалению, такое телесное восприятие не даёт возможности понять, какая добрая на этом рисунке у верблюда морда, и как автор работает с цветом.
В экспозиции музея размещена знаменитая работа изобретателя супрематизма Казимира Севериновича Малевича «Три фигуры в поле» (1928-1930). Эта картина является образцом постсупрематического периода творчества художника. Автор в свойственной ему манере представил взгляд на крестьянскую тему. Полагают, что обезличенные фигуры, удаляющиеся за линию горизонта, являются символами истребляемой крестьянской жизни, которой художник восхищался как естественной и органичной.
Ещё на выставке стоит обратить внимание на «Автопортрет» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина 1907 года. Посетители, специально не интересующиеся этим автором, наверняка представляли себе его палитру несколько более яркой. И действительно, здесь еще велико влияние работ Серова на творчество художника. Петров-Водкин применяет здесь так называемую «трёхцветку»: белила, светлую охру и жженую кость. Этот автопортрет был выполнен незадолго до путешествия живописца в Африку, которое значительно расширило палитру художника. Петров-Водкин так писал о своём путешествии: «…два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи – я почти забыл мои серые краски».
Невозможно рассказать обо всех работах, представленных в музее, да и не нужно. Лучше приезжайте сюда самостоятельно и познакомьтесь с этим интересным местом, где переплетается история кондитерского дела и русский импрессионизм, старая и современная Москва, бизнес и искусство. Думаю, что это место станет хорошей меткой на ваших московских маршрутах, если все типично-туристические столичные локации вы уже осмотрели.