Прогулки по центру города, которые совершают гости столицы, неизменно включают в себя посещение Красной и Манежной площадей. Действительно, именно здесь творилась история страны, а в стенах Кремля принимались судьбоносные рения. Нам же было интересно, что за здания окружают это пространство. Среди домов молчаливо наблюдающих за событиями, происходящими у стен Кремля, первым наше внимание привлёк выстроенный в духе классицизма дом Пашкова.
Пашков дом стоит напротив Кремля на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу Моховой улицы и Знаменки. Об истории Ваганьковского холма ходят разные легенды: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова находили древние останки). В XV веке холм выбрали местом для дворца Софьи Витовтовны, жены Василия I. Иван Грозный не оставил холм без внимания, построив неподалеку Опричный дворец. Говорят, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В период царствования Петра I на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.
Почему же дом был назван именем Пашкова? В 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Егоровичу Пашкову. Его отец, бывший денщик Петра I, оставил своему сыну неплохое состояние. Пётр Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Сын многократно увеличил капитал отца, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Именно он и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов.
Сохранить состояние Петру Пашкову не удалось из-за махинаций вокруг поставок водки. Владелец передал дом вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Александр поправил дела семьи выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По желанию жены Александр Пашков построил рядом на Моховой улице новый дом в качестве усадьбы для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель — университетская церковь.
Во время московского пожара 1812 года Пашков дом сильно пострадал, тогда сгорел и архив Пашкова, в котором, в частности, содержались сведения о строительстве здания. Предположительно, дом был построен по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова, но из-за пожара документальные свидетельства были утрачены. Вполне возможно, что Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который не понравился императрице Екатерине), и его участие не предавалось огласке.
Российский историк Григорий Ревзин пишет: «От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил». Действительно, достоверно известно лишь о двух проектах Василия Баженова — кремлёвском и царицынском. Приписывание Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке, где архитектор по документам никогда не работал, носит исключительно гадательный характер.
Восстановлением дома после пожара занимался уже Осип Бове и другие архитекторы. Бове внёс огромный вклад в восстановление облика столицы после пожара 1812 года как член специальной Комиссии о строении Москвы и как архитектор. С учётом того, что к созданию облика дома Пашкова имели отношение разные архитекторы, справедливы слова художника Игоря Грабаря: «Пашков дом — одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров… Никто не знает единственного автора Пашкова дома!»
Существенную часть средств на восстановление дома выделила казна, хотя здание и было частным, но дом Пашкова так или иначе уже стал лицом столицы. Поэт Веневитинов называл его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова, на восстановление которого уже были потрачены государственные средства. В нем разместили сначала Московский дворянский институт, а затем городскую гимназию.
В 1861 году в Дом Пашкова из Санкт-Петербурга был переведён Румянцевский музей. Музей возник на основе частной коллекции, которую при жизни собрал, а частью унаследовал государственный деятель Николай Петрович Румянцев. Коллекция представляла собой крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов. Румянцевский музей в 1862 году был объединен со вновь созданным Московским публичным музеем. Объединенный музей включал в себя библиотеку, отделения рукописей и редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое и минералогическое. Для пополнения коллекции императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова, которая стала одним из его первых экспонатов. Картину Иванова называли жемчужиной собрания музея, а принесение её в дар Александром II сравнивали с благословлением, данным музею при его основании.
Со временем к коллекции музея присоединились и другие произведения Иванова. В 1867 году великая княгиня Елена Павловна передала в музей этюд головы Иоанна Крестителя. Брат художника Сергей Иванов, скончавшийся в 1877 году, завещал коллекции музея ряд живописных этюдов для «Явления Мессии» (другое название знаменитой картины) и «Библейские эскизы». В 1901 году к ним добавилось несколько полотен Иванова из коллекции московского предпринимателя Козьмы Солдатенкова. Произведения Александра Иванова экспонировались в «Ивановском» зале в бельэтаже Пашкова дома.
В начале XX века возникла необходимость в строительстве нового здания картинной галереи Румянцевского музея. Перемещение экспонатов отдела изящных искусств из старого здания в новое проходило в 1914-1915 годах. Основной проблемой стал перенос полотна «Явление Христа народу» в связи с его большим размером и состоянием красочного слоя. Для транспортировки картины пришлось использовать специальный цилиндр. Новая картинная галерея была открыта 14 сентября 1915 года, центральное место в которой было отведено картине «Явление Христа народу». Отмечали, что картина даже смотрелась по-новому вследствие благоприятных световых условий.
После революции было принято решение о расформировании коллекции живописи Румянцевского музея. Предполагалось, что произведения русских художников перейдут в Третьяковскую галерею, а западноевропейских — в Музей изящных искусств. В доме Пашкова осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей.
Ряд художников, в их числе Михаил Нестеров, Василий Поленов, Виктор Васнецов и Пётр Кончаловский, в 1924 году написали открытое письмо в газету «Правда». В письме были высказаны опасения по поводу перемещения полотна «Явление Христа народу»: «Единственное место в Третьяковской галерее, где картина с трудом может поместиться, не отвечает самым элементарным требованиям развески картин и грозит картине повреждением, так как около неё будет находиться дверь. Необходимо принять в соображение процедуру снятия и натягивания картины при её огромных размерах. Надо ещё помнить, что холст старый и его легко можно порвать. Вообще без повреждений картину перенести невозможно». Тогда картину «Явление Христа народу» и этюды Иванова временно оставили в Публичной библиотеке.
Для возможности размещения такого крупноформатного полотна в Третьяковке пришлось сооружать пристройку со специальным залом. Строительство пристройки было завершено в 1932 году. Перенос картины и этюдов из Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (бывшей библиотеки Румянцевского музея) состоялся осенью того же года. В феврале 1986 года, когда началась реконструкция старого здания Третьяковской галереи, картину опять пришлось переносить. Временное хранилище находилось в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу (смотри нашу статью о Новой Третьяковке). Картина была возвращена на своё место сразу же после окончания реконструкции, в августе 1994 года, и с тех пор больше не переносилась. Даже когда в 2006—2007 годах в Новой Третьяковке проходила юбилейная выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения Александра Иванова, полотно «Явление Христа народу» оставалось в основном здании Третьяковской галереи, а на выставке были представлены эскизы и этюды к нему.
В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки, в правом флигеле расположен отдел рукописей, а в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий. Если вам захочется попасть внутрь дома Пашкова, обращаем ваше внимание, что сейчас сделать это можно только в составе официальных экскурсий по предварительной записи, а увидеть дом со стороны может любой гуляющий по Манежной площади турист. Москва не перестаёт удивлять, здесь один дом может рассказать целую историю, в которой часто хочется разобраться подробнее. Тем более, когда речь идёт о доме, стоящем напротив Кремля.