Знаменитый московский Высоко-Петровский монастырь стоит на Бульварном кольце и являет собой достойный образец так называемого «нарышкинского барокко». Но основан он был совсем в другую эпоху. Существуют различные версии, повествующие о его образовании, но все они сходятся в одном, монастырь был основан в XIV веке.
Монастырь оказал существенное влияние на топонимику того района Москвы, в котором он был возведён. Сейчас – это Тверской район. Бульвар, на котором стоит монастырь, назван Петровским, а улица Петровкой. Примечательно, что эту улицу никогда не переименовывали, хотя её название явно имеет христианские корни. Когда были возведены стены Белого города, ближайшие к монастырю ворота были названы Петровскими. В начале XX века рядом появился Петровский пассаж.
По версии, которой придерживаются в самой обители, Высоко-Петровский монастырь был основан святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Пётр родился в 1260 году и стал монахом уже в 12 лет, а позже начал обучаться иконописи. Наиболее известный из написанных им образов – икона Божией Матери «Петровская», ставшая чудотворной. В 1308 году в Константинополе Пётр был рукоположен в митрополиты. На тот момент русская митрополичья кафедра находилась во Владимире, но Пётр не нашёл взаимопонимания с князем Михаилом Тверским (мужем Анны Кашинской), поэтому подолгу находиться во Владимире он не мог. Добрые отеческо-сыновние отношения у Петра сложились с московским князем Иваном Калитой. По приглашению Калиты Пётр стал часто бывать в Москве, а в 1315-1317 годах основал здесь монастырь. В 1325 году Пётр окончательно переехал в Москву и перенес сюда митрополичью кафедру, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси.
Первоначально архитектурный ансамбль монастыря был деревянным. Первый каменный храм построил здесь итальянский зодчий Алевиз Новый. Тонкий момент, не стоит путать его с Алевизом Фрязиным, который приложил руку к оформлению Московского и Коломенского кремля. Фрязина еще иногда называют Алевизом Старым. Новый прибыл в Москву чуть позже, так что в какой-то период оба этих архитектора работали в Москве одновременно. В 1514 году Алевиз Новый строит здесь храм Петра митрополита. К тому моменту Пётр уже был причислен Церковью к лику святых.
Врата обители со стороны Крапивенского переулка украшает церковь Петра и Павла (бывшая Пахомиевская). И как раз возле этого храма монастырская стена украшена знаменитыми «ласточкиными хвостами», которые все-таки отсылают нас к архитектуре Московского и Коломенского кремля. Современники явно «подсматривали» друг у друга декоративные приёмы.
Не случайно окончательное оформление монастыря, перестроенного в камне, было завершено в стиле «нарышкинского барокко». Дело в том, что рядом с Высоко-Петровским монастырём находилась усадьба Нарышкиных. Именно из этого дворянского рода была мать Петра I Наталья Кирилловна. На рождение Петра I его дед Кирилл Полуэктович Нарышкин подарил усадьбу отцу Петра царю Алексею Михайловичу. Царь же передал усадьбу в дар монастырю, тем самым вдвое увеличив его территорию.
В 1690-1694 годах в центре обители начинается строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского, который становится архитектурной доминантой монастыря. С чем же связано такое резкое изменение первоначального облика монастыря? В конце XVII века борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей Петра и Ивана в качестве регента, в 1689 году завершилась полной победой Петра. Предшествовало этому бегство 17-летнего Петра, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, в обитель преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию Радонежскому на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом для которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре (смотри нашу статью о Троице-Сергиевой лавре). В знак особого признания крест главного купола Сергиевского храма был увенчан знаком царской короны.
К Сергиевскому храму ведёт основательная лестница. Там же, на возвышении, установлена небольшая звонница, а сам храм соединён высоким внешним переходом с Петропавловской надвратной церковью. Это позволяет с высоты монастырских стен обозревать двор монастыря и видеть, что происходит на близлежащих улицах.
Монастырь на протяжении своей истории несколько раз подвергался разрушению. Такова судьба столичных обителей. В Смутное время он серьёзно пострадал от польско-литовских интервентов. Серьезнейший ущерб монастырю нанесли события 1812 года. В обители остановились на постой сотни французских кавалеристов. Монастырские храмы были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии успели вывезти в Ярославль. В монастыре устроил свою резиденцию маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы. Здесь приговаривали к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджоге города. Людей расстреливали прямо у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же у колокольни хоронили. Но этим французы не ограничились, в монастыре была устроена скотобойня. Тем не менее, хозяин бойни решил оказать некоторое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся о победе над французами.
Разумеется, монастырь и в советские годы значительно пострадал, восстановительные работы всё еще ведутся. В монастыре сейчас действует собственная экскурсионная служба. Есть своя трапезная, которая располагается в подклете Сергиевского храма (не зря же он называется «трапезным») и работает по принципу столовой. Так что паломнику и туристу здесь будет что посмотреть, кого послушать и чем перекусить.
Современный Высоко-Петровский монастырь – это то место, куда интересно заглянуть, сойдя с многолюдного бульварного кольца, существующего вне всяких сомнений в реалиях XXI века. Здесь же – будто скорости сбавлены, а время чуть-чуть отматывается назад. Ровно настолько, насколько это позволяет ваше знание русской истории и архитектуры, ну или собственное воображение.