Знаете ли вы, что в подмосковной Дубне можно увидеть самые настоящие произведения искусства под открытым небом? Это мозаики русско-французской художницы Надежды (Нади) Леже.
Найти их очень просто, а за просмотр даже не придётся платить. Часть из них находится в Институтской части Дубны, примерно в 15 минутах пешей ходьбы от вокзала «Дубна».
Их разместили на двух аллеях, ведущих к зданию ДК «Мир».
Сначала хотелось бы рассказать вам об авторе этих мозаичных произведений. Надежда Петровна Ходасевич-Леже, двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича, родилась в 1904 году в белорусской деревне Осетище, недалеко от Витебска. Во время Первой мировой войны её семья оказалась в городе Белёве Тульской области, где в местном Дворце искусств Надежда начала заниматься живописью.
После революции Надежда училась в Государственных свободных мастерских («Свомас») города Смоленска. В Свомасе действовал филиал УНОВИС – авангардного объединения, созданного Казимиром Малевичем. С Надеждой работали ученики Малевича – художник-авангардист Владислав Стржеминский и его жена скульптор-конструктивист Катаржина Кобро. Позднее супрематизм займет важное место в творчестве Надежды. В период учебы в Смоленске Надежде в библиотеке попал в руки французский журнал «Эспри нуво» с репродукциями и статьёй французского художника-монументалиста Фернана Леже. Уже тогда Надежде захотелось приехать в Париж, чтобы учиться у Леже, искусство которого, как ей казалось, раздвигало границы живописи.
Надежда продолжила своё обучение в Варшавской академии художеств, в тот период она вышла замуж за художника Станислава Грабовского. В 1924 году пара приезжает в Париж, где Надежда стажируется в Академии современного искусства, возглавляемой Фернаном Леже. Брак Надежды распадается, но жизнь в искусстве не прерывается, её работы участвуют в выставках.
Во время Второй мировой войны Надежда вступает в Движение сопротивления и занимается подпольной работой в оккупированном Париже. Она присоединяется к Союзу советских патриотов и Союзу помощи бывшим военнопленным.
В 1945 году Надежда организует благотворительный аукцион, в котором уговаривает участвовать Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Средства, вырученные от продажи собственных работ и произведений других художников, Надежда передаёт в помощь советским военнопленным и депортированным.
После войны Надежда решила продолжить обучение у Фернана Леже. Чтобы учиться и писать собственные работы Надежде приходилось подрабатывать прислугой. Фернан не раз предлагал Надежде выйти за него замуж, но она дала согласие только когда умерла жена Леже, ему тогда было уже 70 лет. Свадьба состоялась в 1952 году.
Леже говорил Надежде: «Я женюсь для того, чтобы всё тебе отдать. В 70 лет нужно думать, чтобы творчество не пошло прахом: хочу его передать в твои руки, потому что ты уверенная, сильная». Брак продлился три года. После смерти мужа Надежда создала и подарила Франции ансамбль мемориального музея Леже в Бьо, ставший всемирно известным.
Надежда продолжала заниматься собственным творчеством. К искусству мозаики она обратилась в 1969 году в возрасте 65лет, когда решила сделать мозаичным фасад музея Фернана Леже. Для этого она пригласила итальянского мозаиста Мелано, работая с которым она задумала сделать серию мозаичных портретов.
В 1972 году в Малакоффе, пригороде Парижа, состоялась выставка, на которой была представлена серия из 65-ти мозаичных работ Надежды Леже. С 1960 года Надежда несколько раз приезжала в Советский Союз. Она передала его музеям несколько работ Фернана Леже и 60 своих монументальных мозаичных произведений. Надежда Леже дожила до 78 лет и умерла в 1982 году.
Каким же образом мозаики Леже оказались в Дубне? 20 мозаичных панно попали в Дубну в 1974 году совершенно случайно и без ведома автора. Все они входили в число 65-ти мозаик, представленных на персональной выставке художницы в январе 1972 года в Малакоффе, после которой 60 мозаичных портретов были подарены Советскому Союзу. В Москву мозаики были отправлены железнодорожными вагонами. Вагоны долгое время стояли на запасных путях. Когда стало известно о предстоящем приезде Леже в Советский Союз, встал вопрос о размещении мозаик. В один из приездов заместителя директора дубненского ДК «Мир» В.Я. Мухояровой в Министерство культуры в 1974 году ей предложили организовать в Дубне выставку мозаик Надежды Леже. Руководство ОИЯИ приняло предложение, а Министерство культуры взяло на себя все расходы. В Дубну пришёл железнодорожный вагон с 20-ю мозаиками, которые установили около ДК «Мир». После выставки мозаики решено было оставить в Дубне. Говорят, что Надежда Леже была очень удивлена тем, где разместили её мозаики, и даже приехала с коротким визитом в Дубну, чтобы их увидеть.
В русском климате мозаики стали разрушаться. Реставрацию работ решили не делать, так как на это требовалось разрешение автора. Надежда Леже в то время была жива, но разрешения у неё почему-то спрашивать не стали, а просто убрали мозаики с улицы. В 1996 году к 40-летию Дубны ОИЯИ передал мозаики в дар городу. Тогда некоторые из них отреставрировали и снова выставили под открытым небом.
Часть отреставрированных работ выставили на прежнем месте — возле ДК «Мир», а часть – в левобережной части города возле ДК «Октябрь». Чтобы добраться до ДК «Октябрь», нужно пересечь Волгу по мосту. Пешая прогулка от ДК «Мир» до ДК «Октябрь» займёт не меньше 1,5 часов, зато вы действительно сможете по дороге увидеть весь город. Если же у вас нет времени и сил на такой длительный переход, то вы можете воспользоваться общественным транспортом или вызвать такси.
Работы возле ДК «Октябрь» размещены рядом с автобусной остановкой на площади Космонавтов, с которой вы можете уехать обратно к вокзалу «Дубна». Здесь всего четыре работы. От ДК «Мир» эту экспозицию выгодно отличает то, что возле мозаик сделана информационная стела, а каждая работа подписана. Надеемся, что и на аллеях возле ДК «Мир» для мозаик будут оформлены таблички. Нам не раз приходилось наблюдать, как люди пытаются угадать, кто-же изображен на этих портретах. Для площади Космонавтов были отобраны портреты летчиков-космонавтов: