Остров Канта – сердце исторического Кёнигсберга, от него можно наметить различные пешеходные маршруты и брать его за главный ориентир. Можно, например, перейти по эстакаде Преголю и спуститься к Старопрегольской набережной, что проложена по противоположному берегу реки. Здесь, будто прямо из воды, вырастает здание Кёнигсберской торговой биржи.
История кёнигсбергских бирж довольно интересна. Первое здание биржи было деревянным и располагалось на острове Канта (Кнайпхоф), его построили в 1623 году. Здание со временем обветшало и в 1798 году его перестроили, но через пару лет новое здание сгорело. Третье здание было построено в 1801 году и простояло до 1875 года, когда улицу, на которой оно располагалось, решили расширить.
Своя биржа была и у Альтштадта – поселения, сложившегося вокруг Кёнигсбергского замка, сейчас на этом месте стоит Дом Советов. Та биржа конца XVII века была плавучей и размещалась на пришвартованной к берегу Преголи барже. В начале XVIII века баржу отшвартовали к месту, где сейчас расположен Музей Мирового океана. Третье городское поселение Кёнигсберга Лёбенихт собственной биржей не обзаводилось. Следует заметить, что к 1728 году все торговые операции стали проводиться на кнайпхофской бирже, а в существовании каких-либо еще бирж необходимость отпала.
То здание биржи, которое мы можем увидеть сегодня, возводили по проекту известного немецкого архитектора Генриха Мюллера в 1870-1875 годах. Здание выполнено в стиле нетипичного тогда для Кёнигсберга итальянского неоренессанса с элементами классицизма. Сохранившиеся исторические здания города тяготеют больше к неоготике.
Фасад здания украшают скульптурные работы известного немецкого скульптора, родившегося в Кёнигсберге, Эмиля Хундризера. Он создал скульптурную пару львов-щитоносцев, расположенных на главной лестнице, и символические скульптурные группы четырех континентов, украшавших здание: Европы, Азии, Америки и Африки.
Внутри здание поделено на две части: северную и южную. У северной части с колонной галерей раньше была стеклянная кровля. Южная часть представляла собой просторный зал для проведения торгов, торжественных мероприятий, концертов и выставок. У здания был предусмотрен цокольный этаж, где находились почта, телеграф и ресторан «Бёрзенкеллер». Одну из стен ресторана украшала фреска с видом Верхнего рыбного рынка в порту Кёнигсберга авторства другого кёнигсбергского художника, мастера городского пейзажа – Вильгельма Айзенблэттера.
Во время авиационных бомбардировок в августе 1944 года Кёнигсбергская биржа была повреждена, выгорели все деревянные конструкции здания. В конце 1950-х годов планировалось реализовать проект размещения в здании биржи краеведческого музея. Здесь предполагалось открытие нескольких десятков выставочных площадей, библиотеки, читального и лекционных залов, но проект так и не был реализован.
В 1960 году здание биржи было признано памятником архитектуры республиканского значения. С тех пор оно не раз становилось декорацией к фильмам о войне, которые снимались на территории Калининграда, всё ещё не восстановленного до конца после бомбёжек. Биржу можно увидеть в фильмах «Судьба человека» (1959), «Мир входящему» (1961), «Отец солдата» (1964) и «Женя, Женечка и «Катюша» (1967).
Послевоенная реконструкция здания биржи была начата в 1967 году. Внешний облик здания сохранили, а внутри была произведена перепланировка. К 1973 году реконструкция была завершена, здание было отдано под Дворец культуры моряков. В новое время здание стал занимать Областной центр культуры молодежи. В 2017 году было принято решение о передаче здания Калининградскому музею изобразительных искусств. Для реализации проекта зданию снова потребовалась некоторая реконструкция. По архитектурному проекту были предусмотрены широкие возможности адаптации залов после реставрации для постоянных и временных выставок музея.
В момент нашего визита в музее была представлена выставка графических работ Пикассо и Рембрандта. Внутри здания отчетливо ощущаешь, что река протекает прямо под окнами. Влажность высокая, посетители и работники мёрзнут в огромных залах. Это тот редкий музей, где верхнюю одежду разрешают не снимать.
Представленные на выставке работы Рембрандта выполнены на бумаге сухой иглой. Он использовал так называемую «японскую бумагу» с желтоватым оттенком, что способствовало большей выразительности рисунка.
Вставка работ Пабло Пикассо получила название «Художник среди поэтов». С самого начала своего творческого пути Пабло Пикассо был окружен поэтами и писателями. Это были его испанские друзья из богемного кафе «Четыре кота» в средневековом квартале Барселоны, затем молодые французские поэты Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Андре Сальмон. Позже в этот круг вошли Жан Кокто, Пьер Реверди, Поль Элюар, Илья Зданевич и Гертруда Стайн.
Литограф Фернан Мурло в 1952 году попросил Пикассо сделать портрет Бальзака для издания романа «Отец Горио», подготовленного Андре Соре. Уже на следующее утро Пикассо вручил ему 11 рисунков, а через несколько дней добавил еще один. В печать пошли четыре рисунка. Другие восемь были напечатаны лишь в 1957 году, когда Мишель Лейрис решил опубликовать их, сопроводив собственным небольшим текстом. Серия получила название «бальзаки строчными и пикассо без прописных». Лейрис пишет, что «бальзаки» у Пикассо лишаются своего ореола (а вместе с ним и заглавной буквы), превращаясь в персонажей с улицы, простых прохожих. Изображение эволюционирует от беглого контурного наброска до сложной, почти сюрреалистической конструкции.
Сбоку от здания биржи можно увидеть образец современного уличного искусства. У нового времени новые герои. Это не писатели, поэты или художники. Калининград в 2018 году стал одним из городов, принимающих у себя Чемпионат мира по футболу. Одним из героев того чемпионата для болельщиков стал вратарь сборной Игорь Акинфеев.
Перед зданием биржи разбит Биржевой сквер, в самом центре которого работает Поющий фонтан. Самая красота здесь начинается вечером, играет музыка, а струи, подчиняясь ритму, окрашиваются в разные цвета. Кто-то веселиться, стараясь пробежать между струй и не промокнуть, но это мало у кого получается.