Кашин – древний город в Тверской области, стоящий на берегу реки Кашинки, которая является притоком Волги. Происхождение названия связывают со словом «каша». Тогда этим словом обозначалось не только блюдо, но было и такое древнерусское имя собственное. В каком значении «каша» тогда была взята за основу, сейчас трудно сказать. Кстати, в городе сейчас действует Музей каши.
Первое летописное упоминание о городе относится к 1238 году, город упоминается в числе разоренных татарами населенных пунктов, то есть возник он еще раньше. В конце XIX века в Кашине был открыт источник минеральной воды, которую и сейчас разливают здесь и отправляют на продажу, а также её используют в лечебных целях. Что интересно, река Кашинка, протекая по центральной части города, образует силуэт сердечка. Вы можете сами это заметить, когда посмотрите на карту Кашина.
В городе можно посетить Кашинский краеведческий музей, который расположен в здании Входоиерусалимской церкви, стоящей у правого берега реки Кашинки в южной части города. Здесь можно взять экскурсию или самостоятельно осмотреть экспозицию.
Нас же интересовала христианская составляющая жизни и истории города. В Кашине особо почитается святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Анна была женой князя Михаила Тверского, который тоже был канонизирован. Михаил в 1318 году был казнён ханом Узбеком во время своего визита в Орду, в 1326 году был казнён их сын – Дмитрий Грозные Очи, в 1339 – другой сын – Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович. После всех этих несчастий Анна приняла монашество, а в конце жизни переехала в Кашин к младшему сыну – кашинскому князю Василию Михайловичу, где и скончалась.
Интересна история прославления святой. По преданию, она явилась пономарю кашинской церкви, исцелила его и еще нескольких людей. В 1611 году были обретены её мощи, а в 1649 году они были освидетельствованы по приказу царя Алексея Михайловича Романова, Поместный церковный собор во главе с патриархом Никоном признал её святой, а царь с семьей отправились в Кашин, чтобы ей поклониться. В 1650 году царь снова приехал на богомолье в Кашин и повелел перенести мощи святой в Воскресенский кафедральный собор.
Казалось, что отношение к Анне как к святой уже не подвергается сомнению. Но при сыне Алексея Михайловича Фёдоре Алексеевиче борьба со старообрядцами выходит на новый уровень. Мощи Анны в 1677 году снова были досмотрены комиссией, которой было зафиксировано, что одна из рук святой сложена в благословляющем жесте двоеперстно – то есть на старообрядческий манер, что стало считаться неправильным. С тех пор и до нашего времени в православии крестное знамение осуществляется троеперстно. Новый патриарх Иоаким собрал целых два Церковных собора, Малый и Великий, по результатам которых с 1678 года было запрещено почитание Анны как святой. Мощи были снова захоронены. Это стало прецедентом деканонизации.
Но постепенно отношение к Анне стало смягчаться, в 1818 году Святейший синод разрешил включить Анну в указатель имён к месяцеслову – православному календарю с указанием дней памяти святых и православных праздников.
На рубеже XIX и XX веков возобновилась запись чудес и исцелений, а 1908 году Николай II дал согласие на повторную канонизацию Анны Кашинской, которая состоялась в 1909 году, на этом празднике в Кашине присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна.
Сейчас в Кашине стараются совместить день памяти Анны Кашинской и день города, праздничные мероприятия проводят в конце июня. На таком празднике нам и удалось побывать.
Мощи Анны Кашинской находились во время литургии в Воскресенском соборе, а потом их крестных ходом по перекрытым городским улицам перенесли в Вознесенский собор.
Об этих двух храмах хочется рассказать отдельно. Первое упоминание о Воскресенском кафедральном соборе встречается в летописях 1382 года. Тогда он был деревянным храмом, который перестроили в камне в двадцатых годах XVI столетия. В 1711 году собор сильно пострадал от пожара, после чего нуждался в перестройке. Заново собор был отстроен в 1796-1804 годах, а отделочные работы полностью закончили лишь к 1817 году.
В советское время в соборе был открыт городской Дом культуры, в подвальном помещении – столовая. И только в 2009 году Дом культуры был переведен во вновь построенное здание, а храм передан Тверской митрополии. Собор до сих пор нуждается в капитальных реставрационных работах.
В 2009 году перед собором установили памятник святой благоверной Анне Кашинской.
А чуть поодаль — памятный камень с надписью «Защитникам Православного Отечества».
Величественный пятиглавый храм Вознесения Господня с просторной трапезной частью расположен на холме. Его строительство было начато в 1799 году, когда перестраивался и Воскресенский собор.
Эти храмы, расположенные на разных берегах Кашинки, находятся в поле зрения друг друга. На строительство перестало хватать средств, когда умер главный благотворитель — купец Николай Васильевич Терликов. Очень постепенно собор удалось достроить лишь к 1900 году.
Нам надолго запомнился этот летний пасмурный день и перекрытый древний город, сквозь который проходят поющие молитвы люди и несут ковчег с мощами княгини, умершей в этом городе столетия назад, дважды здесь похороненной и дважды прославленной.