Главной достопримечательностью города Костромы по праву считается Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Кроме паломников и любителей истории здесь нередко можно встретить профессиональных фотографов и художников. Такое внимание связано с местоположением обители. Она стоит на берегу реки Костромы перед впадением её в Волгу. Это огромное водное пространство дает возможность оценить красоту монастыря, когда смотришь на него с противоположного берега, увидеть его целиком и с разных ракурсов. Для того, чтобы попасть к монастырю из исторического центра, нужно пересечь мост. А пока идёшь, можно наблюдать за тем, как монастырь приближается и словно поворачивается к тебе. Это впечатляет.
От монастыря начинается набережная реки Костромы, которая приводит на смотровую площадку. С неё открывается впечатляющий вид на слияние вод Волги и Костромы. Близ монастыря протекает речка Игуменка, а сразу за ним располагается музей-заповедник «Костромская слобода». В нём под открытым небом собраны памятники деревянного зодчества костромского края.
Следует ли говорить, что при упоминании Ипатьевского монастыря, сразу, как со школьной парты, хочется добавить – «колыбель династии Романовых». Но история обители все-таки началась несколько раньше, чем Романовы взошли на престол.
Существует легенда, что монастырь был заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета. Чет бежал из Золотой Орды в Москву к Ивану калите, где принял крещение. Когда мурза остановился на отдых близ Костромы, во сне ему явилась Божия Матерь, а с нею апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. После этого видения Чет получил исцеление, а в благодарность поспособствовал основанию на этом месте монастыря. По одной из версий, именно от мурзы Чета берет своё начало род Годуновых.
По версии историка С.Б. Веселовского, монастырь был заложен раньше, в конце XIII века. В историческом контексте за звание основателя, как и за звание нашедшего Феодоровскую икону Божией Матери (смотри нашу статью о Костроме), снова борются Василий Ярославович (брат Александра Невского) и Василий Квашня. По другой версии, обитель была основана новгородцами, почитавшими святого Ипатия как покровителя посадников («посаженных» управлять землями или городами).
Монастырь начинает преображаться и укрепляться в XVI веке, оказавшись под покровительством рода Годуновых. Происходит прирастание монастырских земель, вокруг монастыря возводятся каменные стены, перестраиваются храмы. Сам монастырь начинают называть «Преименитой Лаврой», а игумена Иакова в 1599 году возводят в архимандриты.
В Смутное время монастырь приходит в упадок. В 1608 году он попадает под власть Лжедмитрия II и патриарха Филарета. Но уже в 1609 году костромичи восстали, изгнав сторонников Лжедмитрия II из обители.
История царского рода Романовых начинается в Ипатьевском монастыре в 1612 году, когда здесь поселился будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. До прибытия в монастырь Михаил с матерью жили в селе Домнине под Костромой. Поляки, узнавшие о возможном избрании на царство Михаила, решают его захватить. Для того, чтобы найти село, они берут в проводники костромского крестьянина Ивана Сусанина. По одной версии, Сусанина пытали, но места нахождения царя он не выдал, по другой – он завел поляков в болота в другой стороне от села. Предупреждённый об опасности Михаил укрывается в Ипатьевском монастыре.
Подвиг Ивана Сусанина чтут на его родине. Сусанинской названа центральная площадь Костромы, в центре которой был установлен двойной памятник Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину скульптора В.И. Демут-Малиновского. В 1918 году памятник был разрушен. Новый памятник появился лишь в 1967 году и не на старом месте, а в сквере перед площадью. Автором нового проекта стал скульптор Н.А. Лавинский.
В 1613 году монастырь посещает посольство Земского собора и сообщает 16-летнему Михаилу об избрании его царём, Михаил соглашается. Этим событием завершается Смутное время. Закат династии Романовых оказался привязан к тому же названию, только Ипатьевским был уже дом и в Екатеринбурге.
Теперь заботу о монастыре берут на себя Романовы, каждый новый царь приезжает в монастырь с визитом. В 1913 году обитель становится одним из главных мест празднования 300-летия дома Романовых.
В 1919 году монастырь был упразднён, а его постройки использовались для различных нужд: в качестве общежития для рабочих, детского приюта, военных казарм. В 1989 году было совершено первое после закрытия монастыря богослужение, а в 1991 году была вновь образована монашеская община. Словно по традиции начатой Романовыми, монастырь посещается и Президентами Российской Федерации, в разные годы здесь побывали Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Приезжающим в монастырь самостоятельно важно знать, что вход на территорию бесплатный только во время богослужений и для их посещения. Требуется соблюдать необходимую форму одежды. В остальное время посетителей просят оплатить билет. Оплата принимается как вклад в музейно-реставрационную деятельность монастыря.
Теплым осенним днём приятно находиться на территории монастыря, шуршать опавшей листвой; отдыхать на лавочке, любуясь последними осенними цветами и усыпанными плодами яблонями; гулять и размышлять о том, что именно здесь случился серьезный поворот в истории России, о том, каковы были последствия принятых здесь решений и как они повлияли на тот мир, в котором мы живём сегодня.