Плёс – одно из тех мест, посещать которые советуют именно в теплые осенние дни, когда деревья уже пожелтели, а листья с них только-только начинают облетать, покрывая золотой россыпью пока еще зелёную траву. Традиционно Плёс связывают с именем художника Исаака Ильича Левитана, а местные пейзажи так и принято называть «левитановскими».
Приезжающим в Плёс сегодня, в период пандемии, важно знать, что въезд в город для транспорта закрыт, если вы, конечно, не являетесь местным жителем. Проезд перекрыт шлагбаумом. Люди в масках останавливают каждый автомобиль и либо разворачивают его, либо просят предъявить документы, если у вас есть регистрация в Плёсе. К чести проверяющих следует отметить, что, если среди гостей города есть пожилые люди или инвалиды, машине разрешат довезти людей до набережной (там довольно длинный спуск, который может стать проблемой для людей с ограниченными возможностями), затем автотранспорту необходимо будет вернуться обратно, за шлагбаум.
Ранее Плёс именовался Плёсо. Предположительно, он получил это название именно благодаря своему расположению у берега реки. Исследователи обращают внимание, что одно из значений слова «плёс» — место, где плескает, а другое значение говорит нам о том, что это отрезок реки от поворота до поворота.
Плёс стоит на правом берегу Волги, где-то посередине между Костромой и Кинешмой. Датой основания города принято считать 1410 год. Именно тогда великий князь московский Василий Дмитриевич (старший сын Дмитрия Донского) повелел построить здесь крепость. Плёс был упомянут и в путевых записях «Хождение за три моря» купца, путешественника и писателя Афанасия Никитина, который побывал здесь в 1471 году.
Первым делом мы отправились на Соборную гору. Отсюда открываются великолепные виды на сам город и Волгу. Сейчас, золотой осенью, пейзаж особенно впечатляет. На горе оборудована специальная обзорная тропа, по краю которой установлено деревянное ограждение, которое совершенно не портит вид и фотографии туристов.
От стоявшей на Соборной горе с 1410 года крепости сохранился лишь ров и остатки крепостного вала. В процессе реставрации находится и Успенский собор 1699 года постройки. Он был установлен на горе вместо сгоревшей в 1695 году деревянной церкви XV века, которая была построена еще во времена Василия Дмитриевича.
Вдоволь насладившись великолепием осенних плёсских просторов, мы спустились к Торговой площади. Здесь можно осмотреть Воскресенскую церковь 1817 года, торговые ряды и историческое здание пожарной части.
С этой небольшой и уютной площади уездного городка можно пройти прямо на набережную реки Волги. Вдоль неё располагаются кофейни и магазинчики, а на воде можно увидеть разнообразные небольшие пристани.
В 1910 году в Плёс приехал Фёдор Шаляпин. Городок так ему понравился, что в 1914 году он обзавёлся здесь дачей. В советское время её использовали в качестве санатория, сейчас же здание заброшено. В сентябре 2020 года набережной был установлен памятник великому русскому певцу.
Изумительная красота Плёса и его окрестностей привлекала и продолжает привлекать сюда путешественников, людей искусства и даже политиков. В 2009 году Дмитрий Медведев принял решение о создании правительственной дачи в бывшей дворянской усадьбе Миловка близ Плёса.
Городская набережная плавно перетекает в своеобразный мостик, который позволяет пересечь реку Шохонку, впадающую в Волгу. Как раз отсюда открывается прекрасный вид на домики с кружевными наличниками, речную гладь и осеннее золотое сияние этого чудного края.
Сразу за мостом мы увидели дом-музей Левитана. Исаак Ильич впервые побывал в Плёсе в 1888 году вместе с художниками Софьей Кувшинниковой (возлюбленной живописца) и Алексеем Степановым. В 1989 году Левитан приехал сюда уже на лето и поселился именно в этом доме, ранее принадлежавшем купцу А.И. Солодовникову, а теперь ставшим музеем. Вернувшись в Плёс летом 1890 года, Исаак Ильич выезжал отсюда в Кострому, Кинешму и в Кривоозерский монастырь под Юрьевцем. Считается, что именно по впечатлениям от того лета были созданы картины «Вечерний звон», «Тихая обитель» и множество этюдов.
Музей в доме Солодовникова был открыт в 1972 году. В нём представлена коллекция подлинных картин и этюдов Исаака Левитана, Андрея Степанова и Софьи Кувшинниковой. Часть из них была подарена музею, некоторые картины были приобретены из частных коллекций. В мезонине дома расположены комнаты, где жили художники. Обстановку в них постарались воссоздать с помощью бывшей хозяйки дома – внучки того самого купца Солодовникова. В оформлении интерьера использовались личные вещи Левитана, подаренные музею родственниками живописца. Ещё в музее можно увидеть работы Василия Поленова, Алексея Саврасова и Ивана Шишкина.
В 2014 году из музея были украдены пять наиболее ценных в коллекции работ Левитана: «Речная заводь», «Тихая речка», «Овраг за забором», «Полустанок» и «Розы» (натюрморт, не свойственный Левитану). В 2016 похитители были найдены, «Тихую речку» они оставили себе, при обыске картина была обнаружена просто висящей на стене. Оставшиеся четыре работы были обнаружены позже. Как отметили работники музея, картины даже не были вынуты из рам, в которых выставлялись.
От набережной можно подняться на гору Левитана по специально установленной деревянной лестнице. Ранее здесь была просто тропа, её тоже называли тропой Левитана. Гора же ранее носила название Петропавловской в честь деревянной церкви XVI века, которая здесь стояла.
На склоне холма осталось Петропавловское кладбище, самые ранние захоронения здесь датируются тем же XVI веком. Если посмотреть дальше вниз – можно разглядеть голубые купола Варваринской церкви, стоящей на берегу Волги у подножия горы.
На самой горе, на том месте, где предположительно мог работать живописец, установлен памятник художнику. Считается, что именно здесь была написана картина «Над вечным покоем».
Вместо сгоревшей в 1903 году Петропавловской церкви на горе сейчас установлена очень похожая на неё Воскресенская церковь 1699 года постройки. Она была перенесена сюда из села Билюково Ильинского района Ивановской области в 1982 году. Таким образом, находясь на горе, вы можете себе представить, как работал художник и что он видел перед собой. Открывающийся с горы пейзаж поистине завораживает.
В Плёсе вы получите столько природной красоты, сколько сможете вместить в себя. Можете увозить её в себе и с собой, не боясь расплескать. Это воспоминание о щедрой и пышной осени поможет пережить скудную зимнюю монохромность, в которую всем нам скоро предстоит войти.