Соловецкие острова – это одно из тех мест, увидеть которое хотя бы раз в жизни хочется практически любому путешественнику. Мы стали разбираться, как можно самостоятельно добраться до этого знаменитого архипелага. Маршрут был выбран наиболее бюджетный. Мы сели на поезд Москва – Мурманск, на котором целые сутки ехали до станции «Кемь». Надо сказать, это отдельное удовольствие – видеть, как сменяются на станциях предлагаемые местными жителями товары. В какой-то момент со всех сторон стало звучать слово «морошка», а вагон наполнился запахом пирогов с этой чудесной северной ягодой.
Поезда прибывают в Кемь вечером или ночью, так что нам нужно было переночевать в Кеми. Эта местность в XV веке относилась к владениям Великого Новгорода, страдала от набегов финнов и шведов, неоднократно передавалась Соловецкому монастырю, который в 1657 году организовал здесь острог. Город же на этом месте был основан в 1785 году. В церемонии по признанию Кеми городом принял участие русский поэт Гавриил Романович Державин. В то время Державин был главой Олонецкой губернии (с центром в Петрозаводске), в которую входила Кемь. Советские власти подхватили инициативу Соловецкого монастыря и организовали в Кеми первый в СССР официальный концентрационный лагерь, он же стал и пересыльным пунктом на Соловки. В 1971 году в Кеми открыли рыбоводный завод, где и сегодня занимаются искусственным разведением семги, лосося, палии и горбуши.
Осмотреть город у нас возможности не было, мы ограничились лишь ночью в ни чем не примечательном отеле. Радостью для гостей там был милый котик, дремавший на диване. Отель назывался «Кузова» — по ближайшей к Кеми островной группе, через которую нам предстояло проплывать.
От Кеми до Рабочеостровска в дневное время ходит общественный транспорт. Можно воспользоваться и услугами такси, расстояние между населёнными пунктами всего 15 километров. Поселение на месте нынешнего Рабочеостровска зародилось в конце XIX века, когда купцы Сурков и Шергольд построили здесь лесопильный завод. Место для завода было выбрано из-за удобной бухты, благодаря которой суда могли подплывать прямо к берегу. Посёлок под названием Попов Остров образовался здесь, когда сезонные рабочие перестали уезжать домой, а оставались жить поблизости от завода. В советское время здесь был открыт Кемский пересылочно-распределительный пункт, предназначенный для заключённых, направляемых в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
На причале Рабочеостровска мы увидели деревянную часовню в честь Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей и других путешественников.
Часовня относится к Кемскому подворью Соловецкого монастыря. Часовня действующая.
В 2005 году в Рабочеостровске проходили съёмки художественного фильма «Остров» Павла Лунгина, для которого были построены декорации, в том числе деревянная церковь, которую тоже прекрасно видно как от причала, так и с воды.
В карельский пейзаж церковь встроилась абсолютно органично. К сожалению, совсем недавно церковь-декорация полностью сгорела.
Пассажирский рейс на Соловки отправлялся в 8 утра. Мы ждали начала посадки.
Северный причал и открывающиеся c него виды нас завораживали.
На причале мы увидели судно «Механик Семаков», оно было построено в Австрии в 1989 году, а с 1992 года порт его приписки – Архангельск.
Недавно судно было решено утилизировать, но мы успели увидеть его в морских водах.
Нам же предстояло плыть на судне под названием «Василий Косяков». Его построили в 1982 году на Находкинском судоремонтном заводе. Путь до Соловецких островов по Белому морю обычно составляет около двух часов.
Белое море – это внутреннее море, полностью находящееся на территории России. Белое море соединяется с Баренцевым морем, которое является окраинным морем Северного Ледовитого океана. Белое море само по себе холодное. Неудивительно, что одним из его названий было «Студёное море». Этот холод чувствуется на открытой палубе корабля даже летом.
Мы оставались на открытой палубе на протяжении всего пути. Если кто-то начинал замерзать, то старался надеть на себя вещи потеплее, но с палубы пассажиры старались не уходить. Некоторые тут же начинали разрабатывать свои островные маршруты.
Казалось немыслимым пропустить хоть какой-нибудь остров или встречный корабль. Со всех проходящих мимо судов и судёнышек нам махали и кричали что-то приветственное.
На воде всё оказалось так же, как и в горах, любой встречный человек с тобой поздоровается. Братство людей в пути.
На некоторых островах мы увидели постройки и признаки пребывания человека.
Некоторые острова были слишком маленькими и абсолютно безлюдными.
Чайки сопровождали весь наш путь.
Похоже, что для них это обычное дело – слетать из Рабочеостровска до Соловков, главное — не рухнуть в воду от перекорма.
Кажется, пассажиры за пару часов истратили все свои хлебные запасы.
И без того хорошее настроение превратилось в ликование, когда на горизонте появился главный остров и купола монастыря. Рассмотреть пока ничего не получалось, солнце светило нам прямо в глаза. Но всё еще было впереди!