Обычно мы не задумываемся, насколько сложно устроен окружающий нас мир, мы перестаем удивляться тому, что на самом деле не в силах объяснить. Человек делает самолеты и забывает, что самый заурядный воробей, подбирающий зерна у дороги, устроен гораздо сложнее и эффективнее, чем самый современный самолет. Человек строит дома по тем принципам, которые тысячелетиями были заложены в растениях и не придает тому значения. Недаром говорится, что тот, кто узнает, откуда происходит этот мир, узнает и то, чем этот мир закончится. Люди изобрели космические корабли, компьютеры, научились ремонтировать кровеносные сосуды и сердце. Но, на земном шаре длятся войны, невинные люди гибнут тысячами. Есть и другое зло…. люди, работающие в поте лица, не имеют самого необходимого. Все это не ново, так что же изменилось со всеми достижениями науки и техники двадцатого и двадцать первого века? Давайте вновь откроем книгу Екклизиаста.
“И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет.” (4:1) Читаем далее: “Видел я также, что всякий труд и успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!” “Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший…” И еще далее, во второй половине книги: “Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.” (8:11)
Кажется, что мы попадаем в замкнутый круг. Если у человека есть богатство, то он обречен на зависть и скорее всего будет притеснять бедных. Бедным закрыты все дороги, к их мнению никто не прислушивается. Безнаказанность злодеяний доводит людей до отчаяния. Правды не добьешься, потому что над начальником еще начальник и вся пирамида власти держится на их взаимоотношениях. Выхода нет, нет справедливости в этом мире. Однако, этот пессимизм – только на поверхностном слое книги Екклесиаста. Будто разрезая многослойный торт ножом, он открывает нам множество цветов жизни сразу, и не дает очевидных выводов. Однако, что мы находим в более глубоких слоях?
“Город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь, и обложил его, и произвел против него большие осадные работы; но нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.” (9:14-16) Печально знакомая ситуация, не правда ли? Богатые политики прицепляются к популярности, завоеванной массовым течением. Богатые компании присваивают изобретения талантливых одиночек и о тех никто никогда не узнаёт.
Человеку свойственно спешить с выводами об окружающем мире и людях. Обиды захлестывают нас с головой, не оставляя места спокойному, взвешенному суждению. Часто, однако, как говорится “короля играет окружение”. Люди, потакающие тирану, чувствуют себя угнетенными, но ничего не делают, чтобы прекратить притеснение. Не заметь изобретателя большая компания, может никто и не знал бы о его гениальной мысли кроме его друзей и родственников? Большая политика требует определенных навыков в обращении с людьми и управлении большими массами. У каждого явления есть много сторон и Екклесиаст заставляет нас задуматься и взглянуть на этот мир с разных сторон.
В ситуации с мудрецом, спасшим город, нам дается пример того, что мудрость сама по себе не означает справедливости. Да, есть смысл приобретать мудрость, мудрость сильнее войск и денег. Однако, участь мудреца может быть очень горькой, если он придется не ко двору. Множество примеров из истории человечества подтверждают, что на том, что называют уроками истории мало кто учится. “Всему и всем – одно: одна участь праведному и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.” (9:2) Следует помнить, что речь идет о временах Ветхого Завета, когда Бог требовал от древних иудеев жертвоприношений. В последнем стихе этого отрывка снова звучит мотив безысходности: “Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.” (9:3)
Нет выхода, нет единой справедливости в этом мире, человеческое общество не может существовать по единым правилам, как бы совершенны они не казались. Бог создал нас свободными существами, а не запрограммированными роботами. Если всем людям навязать единые правила поведения, то исчезнет та божья искра, та вечность, которую по словам Екклесиаста, Бог заложил в нашу душу. В неживом мире вода всегда стекает вниз под действием притяжения земли и испаряется вверх, к облакам. С каждым восходом солнца наступает новый день. Эта цикличность производит обманчивое впечатление, что и среди людей каждый день повторяет предыдущий и возможно установить совершенное общество без проблем. Мудрый человек понимает, что это не так, и что на повторяющейся канве мира невидимые руки вышивают неповторимый и многокрасочный узор.
“Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.” (9:17, 18) Мудрость должна быть высказана спокойным тоном, обращаясь к разуму слушателя, а не к его эмоциям. В книге Притчей говорится, что спокойно сказанное слово может отвратить гнев (15:1).
Первая степень мудрости состоит в том, чтобы знать решение задачи или выход из затруднительной ситуации. Более высокая ступень мудрости состоит в том чтобы донести мудрое решение до умов и сердец людей. Это напоминает то, что называют “моментом истины”, когда нечто ускользавшее от восприятия, вдруг становится очевидным. Так порой необъяснимым образом протягивается ниточка к сердцу тех, кто казалось бы навсегда обрубил все каналы связи. Хрупкость таких моментов отражена во фразе о том, что “один погрешивший погубит много доброго”. Можно привести множество примеров того, как единственный человек становился лидером многих преступлений. Однако, мы знаем и примеры противоположного, как один человек поворачивал людей к добру, к тому для чего их создал Бог. Екклесиаст заставляет нас задуматься о том, в чем состоит справедливость от Бога и какие перемены души необходимы, чтобы достичь ее в этом мире. Путь к таким переменам человеческого сердца указывает наш Спаситель, Иисус Христос в Его Новом Завете, который он открыл человечеству через своих учеников, апостолов.