«Петербург — юный город, Москва — древний, но Киев — вечный город. Это — Северный Рим.» Оноре де Бальзак
Киев – город со своим лицом и своим характером. И нам очень захотелось с ним познакомиться. Как известно, язык до Киева доведёт, а поезд довезёт. Железнодорожный вокзал города Киева шумный и суетливый, здесь на каждом шагу вам предлагают купить Киевский торт. Мы поспешили покинуть это многолюдное место и отправились пешком к первой точке нашего маршрута – Киево-Печерской лавре.
У монастыря большая благоустроенная территория с видом на Днепр, здесь можно приятно провести время, даже если вы не паломник.
В XI веке в этих землях подвизался святитель Илларион. Для уединенных молений он вырыл себе пещеру. В 1051 году Илларион был назначен митрополитом Киевским, а его пещеру занял пришедший с Афона Антоний Печерский, который и стал основателем нового монастыря. Когда число монахов достигло двенадцати, Антоний удалился от настоятельства. Он вырыл для себя пещеру в соседнем холме.
Так появилось разделение пещер на «ближние» и «дальние».
Сегодня можно прогуляться по ложбине, проходящей между двумя лаврскими холмами и ведущей к Днепру. Мы посетили и сами пещеры, прошли по этим узким коридорам с низкими потолками при свете восковых свечей. Совершенно особое ощущение.
После посещения монастыря мы отправились по улице Лаврской в Парк Вечной славы, отсюда тоже открывается прекрасный вид на Киев, Днепр и мост Метро.
Наряду с другими военными мемориалами здесь можно увидеть прекрасный Памятник военным лётчикам. Творческое решение скульптора состояло в том, чтобы для такого «общего» памятника изваять фигуру актёра Леонида Быкова в роли «Маэстро» из фильма «В бой идут одни «старики».
Из парка можно пройти мимо памятника Андрею Первозванному и одноименной церкви к мемориалу «Аскольдова могила».
В IX веке это место было урочищем угров, пришедших сюда с Поволжья. Согласно «Повести временных лет» бывшие бояре новгородского князя Олега Аскольд и Дир отправились по его поручению покорять Царьград. Их путь проходил через Киев, который они захватили и остались в нём править. Олег пришел в Киев с войском, чтобы наказать Аскольда и Дира за самоуправство. Летопись сообщает нам, что Аскольд был погребён на месте своей кончины, а Дир – за Ирининским монастырём. С XV века на этом месте существовал Пустынно-Николаевский монастырь. В конце XVI века обитель на некоторое время становилась униатской. При гетмане Мазепе монастырь был перенесен в другое место.
Вместо монастыря в 1809 году на Аскольдовой могиле был построен Никольский храм в стиле классицизма. Интересно, что в 1992 году храм был передан Украинской грекокатолической церкви. Никольская церковь стала первым храмом, который посетил папа римский Иоанн Павел II во время своего визита на Украину в 2001 году.
Раз уж мы оказались на берегах Днепра, нельзя было отказать себе в удовольствии устроить речную прогулку на катере. Нас отвезли далёко за пределы города, мы даже шлюзовались.
Завершилась прогулка на Речном вокзале, откуда рукой подать до Киевского фуникулёра, на котором мы с большой радостью и прокатились.
Кабинка подняла нас на Владимирскую горку, откуда можно было полюбоваться памятником князю Владимиру и Днепром в предвечернем сумеречном свете.
Заканчивался наш первый день в Киеве.
Для нашего пробуждения город подготовил дождливое утро, что тоже по-своему красиво.
А раз вокруг серость, мы решили усугубить и отправились смотреть «Дом с химерами».
Это здание в стиле модерн, украшенное фигурами фантастических и реальных существ, производящих несколько пугающее впечатление.
Здание построил для своей семьи архитектор Владислав Городецкий в 1901-1903 годах.
Фигуры были выполнены по эскизам итальянского скульптора, работавшего с Городецким в Киеве, Элио Саля.
Сейчас «Дом с химерами» входит в комплекс зданий, относящихся к Администрации Президента Украины.
От «Дома с химерами» совсем недалеко до Майдана Незалежности и Крещатика, куда мы и направились.
Еще в Киеве было интересно увидеть Владимирский собор, что стоит на бульваре Тараса Шевченко.
Это образец неовизантийской архитектуры, в работе над росписью которого принимали участие Виктор Васнецов и Михаил Нестеров.
Собор был заложен в 1862 году, но строительство и оформление внутреннего убранства сильно затянулось.
Храм был построен в честь великих русских князей: главный придел – в честь князя Владимира Великого (Красное Солнышко), а боковые приделы – в честь княгини Ольги и князей Бориса и Глеба.
Собор освятили лишь в 1896 году в присутствии царской семьи.
Здесь же в 1995 году состоялся Собор Украинской Православной церкви Киевского патриархата, который не был признан автокефальной церковью. На нём митрополит Филарет (Денисенко) был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. В 2018 году Филарет основал Православную церковь Украины, в ведении которой сейчас находится Владимирский собор. В 2019 году Филарет провел здесь собрание и заявил о воссоздании Киевского патриархата.
После Владимирского собора мы направились к Золотым Воротам. Это памятник оборонного зодчества времён Ярослава Мудрого. Они служили главным въездом в город с южной стороны. Объект, который можно увидеть сегодня, это реконструкция.
Рядом установлен памятник Ярославу Мудрому и разбит сквер.
От Золотых ворот мы направились к знаменитой Софии Киевской.
Собор был построен в первой половине XI века Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами. В XVII-XVIII веках собор был перестроен в стиле так называемого украинского барокко. Считается, что собор обладает наиболее полным набором сохранившихся оригинальных мозаик и фресок XI века и росписей XVII-XIII веков.
Собор сегодня имеет статус исторического объекта и не принадлежит ни к одной из церквей. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а на его территории располагается национальный заповедник «София Киевская».
Дальше наш путь лежал от Софийской площади с памятником Богдану Хмельницкому по Владимирскому проезду в Михайловский Златоверхий монастырь.
Хотя дождь уже давно закончился, небо хмурилось и выглядело угрожающе.
На Михайловской площади перед монастырем располагается Дипломатическая Академия Украины с памятником княгине Ольге перед ней.
У стен монастыря установлен памятный знак жертвам голодомора 1932-1933 годов.
На территории монастыря можно посмотреть скульптурную композицию «Гефсиманские борения» 2007 года.
Нам еще очень хотелось пройти по мостовой Андреевского спуска и посмотреть на Андреевскую церковь.
Хотелось увидеть тот дом, где жил Михаил Булгаков.
Этот дом называют еще «Дом Турбиных».
Это связано с тем, что именно в этом доме Булгаков поселил героев своего романа.
Пока мы перемещались между самыми интересными для нас историческими объектами центральной части Киева, всё время приходилось вертеть головой.
Столько вокруг привлекающих внимание старых и новых зданий, памятников, городских скульптур.
А сколько здесь разнообразных ресторанов, кофеен и столовых. Там вы можете «пройтись по классике» и заказать традиционный борщ с пампушками и котлету по-киевски. Готовят в Киеве потрясающе, ну что я вам буду рассказывать, «поезжайте в Киев и спросите…»
Нам, конечно, хотелось найти что-то особенное, не кричащее о себе с главных улиц города. Такое местечко мы нашли случайно, увидев на стене небольшой указатель-стрелку, скромное и ненавязчивое приглашение посетить кафе «Трюм». Решили, что в нашем путешествии именно трюма как раз и не хватало. По этим «хлебным крошкам» был обнаружен вход со двора в подвальное помещение жилого дома, так просто не отыщешь. «Трюм» оказался совсем маленьким, но уютным пространством, оформленным в корабельном стиле. Несмотря на выходной день и время, когда в других закусочных час пик, здесь мы были единственными посетителями. Так что нам досталось максимальное внимание, официанту было интересно всё, откуда мы, как живём там, у себя, каким нам показался Киев. Хороший бы из него вышел бармен. В завершении нашего визита он отправился провожать нас до главной улицы продолжая недоумевать, как можно было приехать в Киев всего лишь на выходные, ведь здесь столько всего интересного. Мы согласились, что так совсем нельзя.
Когда мы шли по оживленным городским улицам к вокзалу, подумалось, что если бы мы попробовали вернуться, то не нашли бы никакого указателя и никакого «Трюма». Да и действительно, мы уже не могли припомнить, на каком из домов увидели эту стрелочку. Было чувство, что так сам Город проявил своё внимание и побеседовал с нами через этого человека в белом. Вероятно, у каждого города есть свои ангелы, надо просто уметь замечать.