Визит в Бахчисарай не может обойтись без посещения его главной достопримечательности – Ханского дворца. Это бывшая резиденция крымских ханов, которая называлась Хан-Сарай. Дворец является образцом архитектуры Османской империи XVI-XVII веков. Считается, что дворец воплощает идею о мусульманском райском саде.
Раньше резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере, но ханскому двору потребовалось расширение. Во время правления хана Сахиба I Герая было принято решение построить дворец в новом месте. В XVI веке одновременно начинается строительство нового дворца и нового города – Бахчисарая. Само название города переводится как «дворец-сад». В русской интерпретации Бахчисарай стали называть городом-садом.
1532 годом датируются самые старые постройки дворца — Большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель. Мечеть сейчас легко узнать по минаретам.
Есть здесь и более старое здание — это портал под названием Демир-Капы. Еще его называют порталом Алевиза. По преданию, его создал знаменитый архитектор итальянского происхождения Алевиз Новый. О работах Алевиза Нового мы вам ранее рассказывали. Их можно увидеть, например, в Высоко-Петровском монастыре города Москвы или в Александровской слободе (город Александров). Портал Алевиза украшал старую ханскую резиденцию в Ашлама-Дере, при переносе резиденции был перенесён и портал. Пока дворец был действующей ханской резиденцией, он достраивался и дополнялся каждым из ханов.
На территории дворца вы сможете увидеть знаменитый Фонтан слёз или Бахчисарайский фонтан. Именно ему поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил свою одноименную поэму. Считается, что фонтан был создан придворным мастером Омером по заказу крымского хана Кырым-Гирея. Следует отметить, что фонтан сам по себе не уникален. Такой тип пристенного фонтана называется «сельсебиль», он призван ассоциироваться с райским фонтаном или родником. Такие фонтаны устанавливали в мусульманских дворцовых комплексах. Например, фонтан «сельсебиль» (без расположенных в шахматном порядке чаш) сохранился в построенном арабскими мастерами дворце Циза в Палермо.
Фонтан установили у мавзолея возлюбленной хана Деляры-бикеч во второй половине XVIII века. По легенде, любимая наложница хана была христианкой, но нет единого мнения относительно её имени и национальности. Её называли даже гречанкой или грузинкой. После публикации поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан» утвердилась версия о её польском происхождении.
Когда в 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха, фельдмаршал приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим фельдмаршал дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца, которое сохранилось до наших дней. Пожар уничтожил большую часть деревянных строений, после чего дворец был почти полностью перестроен с использованием заметок Манштейна. Как нам уже известно, в этом пожаре уцелели мечеть и портал Алевиза.
Считается, что восстановленный дворец во многом превзошел по роскоши старые покои. Для строительства были присланы из Константинополя материалы, архитекторы и красильщики, которые во многом копировали роскошные интерьеры дворцов в Константинополе. Следует отметить, что среди Османских дворцов Стамбула столь крупных сооружений этого периода не сохранилось, так как подобные деревянные сооружения относились к временным постройкам.
После присоединения Крыма к Российской империи Бахчисарай посетила Екатерина II, к приезду которой были проведены масштабные реставрационные работы. Руководил ремонтом дворца князь Потемкин, который счёл классические Османские интерьеры недостаточно роскошными для императорских особ. Он провел масштабный ремонт нескольких комнат в стиле эклектики, смешав восточное и европейское оформление. Тогда знаменитый Фонтан слёз был перенесён от мавзолея Диляры-бикеч в фонтанный дворик. Интересно, что Пушкин, посетивший дворец в 1820 году, в письме Дельвигу пишеет: «Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».
Для императрицы переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню. Там пробили ряд окон, позолотили потолок и повесили хрустальную люстру работы русских мастеров XVIII века. Часть мебели была местного изготовления, а часть привезли из Петербурга, Москвы и Константинополя. В экспозиции музея можно увидеть, например, походный столик Екатерины II и кровать, на которой она спала. К визиту императрицы дворец готовили более 60 мастеров и 50 рабочих, Екатерина II провела во дворце всего три дня. С нею дворец посетили австрийский император Иосиф II, французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы.
Ханский дворец посещали и другие представители императорской фамилии. В 1818 году во дворец с визитом приехал Александр I. К его приезду были снесены обветшалые здания гарема. В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина начался ремонт дворца. Известно, что росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами выполнил некий унтер-офицер Дорофеев, для этого он закрасил роспись, выполненную Омером. По указанию Колодина часть построек была снесена. В результате такого ремонта первоначальный вид дворца был изменён.
Император Александр II посетил дворец в 1837 году в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет, в котором бывал хирург Николай Иванович Пирогов. Впервые музей во дворце открывается в 1908 году, а в 1912 году его посещает Николай II со своей семьёй.
После революции дворец продолжает работу как музей истории и культуры крымских татар. Затем он становится Бахчисарайским историко-археологическим музеем, а с 1979 года — историко-архитектурным музеем. В 1930-е годы при очередном ремонте была забелена известью наружная роспись дворца. Великая Отечественная война не могла не повлиять на облик дворца. В 1944 году, после освобождения города, во дворце размещались хирургические передвижные полевые госпитали. Научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца началась в 1961 году. Ею занималось научно-реставрационное управление Госстроя УССР. Тогда внешний вид дворца был приближен к первоначальному: были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана. В 2015 году Ханский дворец получил статус объекта культурного наследия федерального значения. Сегодня посетить дворец самостоятельно или с экскурсией может любой желающий.