Балчуг – искусственно образованный остров, что соединён мостами с Красной площадью с одной стороны и с Большой Ордынкой – с другой. В XVI веке здесь были садовые слободы, городские бани и продуктовый рынок. Эта местность всегда страдала от половодья. В 1783 году «большая вода» разрушила опоры Большого Каменного моста. Для ремонта необходимо было отвести воду, для чего по старице Москвы-реки провели Водоотводный канал, образовавший остров. Моя прогулка на остров началась с перехода Патриаршего моста, с которого открывается чудесный вид на Кремль и Москву-реку.
Административно остров относится сразу к двум расположенным за ним районам. Территория от стрелки острова до улицы Балчуг – это Якиманка, а за улицей Балчуг – Замоскворечье. Сначала, памятуя о больших разливах, москвичи называли остров Болотным. Отсюда и название Болотной набережной (соединяющей стрелку с Большим Москворецким мостом) и Болотной площади. Позже закрепилось название Балчуг, именно его вы сегодня можете услышать в речи дикторов новостных программ российского телевидения. Это слово тюркского происхождения, восходящее к слову «балчык» — грязь, болото, трясина, влажная земля, глина. Интересно, что в речи осталось именно оно, а не русское всем понятное название, означающее примерно то же.
Символично, что в августе 2021 года именно на острове Балчуг и именно на Болотной набережной была установлена на временную экспозицию скульптура под названием «Большая глина №4» Урса Фишера, ранее выставлявшаяся в Нью-Йорке и Флоренции. Кусок размятой глины символизирует начало любого творческого процесса, когда только автор видит, что будет потом. И пока акт творчества не начался, ты понимаешь, что из этого комка глины можно изваять всё что угодно. Территория полной творческой свободы, остановленное мгновение, которое может быть прекрасным и самоценным, если уметь это увидеть.
Берсеневская набережная пролегла от стрелки Балчуга до Большого Каменного моста. Такое название набережной связывают с древнерусским словом «берсень». Так до XVII века называли крыжовник. Наиболее логичная версия возникновения названия отсылает нас к Берсеневой решетке. В 1625 году встречается упоминание о Никольской церкви, что стояла за этой решеткой. Заграждение было поставлено от «лихих» людей по приказу дворянина по фамилии Берсень-Беклемишев. В середине XVIII века набережную укрепили сваями, и она стала проезжей. После пожара 1812 года восстановление набережной продлилось до середины XIX века.
1885 год стал важной вехой в истории Берсеневской набережной, тогда началось строительство кондитерской фабрики Эйнем, позже преобразованной в знаменитый «Красный Октябрь». Предприниматель из Германии Фердинанд Теодор фон Эйнем начал поставлять кондитерские изделия к императорскому двору еще в 1849 году. Уже в 1851 году он открыл на Арбате мастерскую по изготовлению конфет и шоколада. К моменту открытия фабрики на Балчуге Эйнема уже не стало, но название решили не менять. На Всероссийской Выставке 1896 года в Нижнем Новгороде «Товарищество Эйнем» удостоилось Государственного Герба, а на Всемирной Выставке в Париже в 1900 году — двух «Grand-Prix». В 1913 году «Товарищество Эйнем» стало официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В 1918 году фабрику национализировали, а в 1922 году – переименовали в «Красный Октябрь». В 2000-х годах фабрика стала частью компании «Объединенные кондитеры», куда вошел концерн «Бабаевский» и фабрика «Рот Фронт». В 2007 году производство было перенесено с Берсеневской набережной на Малую Красносельскую улицу.
Пространство вокруг бывших производственных корпусов стали использовать для выставок. Здесь был открыт культурный центр «АРТСтрелка», просуществовавший до 2009 года.
Сейчас здесь функционирует институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», несколько архитектурных бюро, выставочные центры, рестораны и магазины.
Здесь есть знаменитый бар «Стрелка» с видом на Москву-реку. Во дворе этого бара проводятся разнообразные мероприятия, иногда здесь просто собираются интересные люди. Пространство оформлено в виде уличного театра со скамейками и сценой. Мне повезло наблюдать там слёт велосипедистов.
Было приятно, что люди приехали совершенно разные. И в полной экипировке, и в обычной городской одежде. На «крутых» велосипедах и на прокатных. Дворик прикрыт от ветра и дождя боковыми постройками и неглухой крышей. В её просвет виден купол храма Христа Спасителя, стоящего на противоположном берегу реки.
Если вам не по карману бар «Стрелка», а поесть уже захотелось, рекомендуем вам киоск «Стрелка» в этом же дворике. Он совершенно ничем не выделяется. Только некрупная надпись на стеклянных дверях, сразу и не заметишь, если не знать, что он там есть. Киоск работает в жанре street food, внутри есть небольшой столик, но там довольно тесно. Все идут есть во дворик на лавочки.
Коронным блюдом тут считаются сэндвичи с сыром на гриле, их тут несколько видов, в том числе и вегетарианские. Но есть супчики и даже тортики «ручной работы», нефабричный «Наполеон» — это просто чудо какое-то. Жалко, что надо было возвращаться, местечко оказалось очень приятным. Зато после перехода Патриаршего моста случилось увидеть радугу. Приятных вам прогулок по Москве и новых открытий!