С мыса Фиолент мы прибыли катером в Балаклавскую бухту. Сама Балаклава считается одним из районов Севастополя.
Бухта окружена набережной, на которой стоят катера, готовые отвезти вас на Фиолент или на какую-нибудь другую морскую прогулку.
Здесь много рыбаков, а в кафешках подают разные виды рыбных блюд.
В 2004 году на центральной площади Балаклавы был установлен памятник Лесе Украинке работы севастопольского скульптора Владимира Суханова. Сначала планировалось сделать памятник в виде бюста, но скульптор решил остановиться на полуфигуре, помещенной на постамент. Леся Украинка предстаёт перед нами примерно в том возрасте, когда она посетила Балаклаву уже будучи поэтом. Тогда ей было 36 лет.
В Балаклаве Леся Украинка побывала дважды, первый раз — в юности с матерью. Во второй раз Леся приехала в Балаклаву в 1907 году вместе со своим будущим мужем, когда ей был диагностирован туберкулёз костей. Сначала она посетила Севастополь, а затем по совету врача пара отправилась на виноградный сезон в Балаклаву. Пребывание в Балаклаве улучшило самочувствие Леси. Здесь были написаны стихи «За горой молнии», «Народ пророку», поэма «Руфин и Присцилла», этюд «Иоганна, женщина Хусова». Здесь же она завершила работу над драмой «В пуще», поэмами «Кассандра», «Айша и Мухаммед», «Ифигения в Тавриде».
На набережной мы увидели памятник писателю Александру Ивановичу Куприну. В Балаклаве Куприн поселился в сентябре 1904 года. Из окон дома, в котором он жил, открывался чудесный вид на бухту и старую генуэзскую крепость Чембало. Улица, на которой жил Куприн, теперь носит его имя.
Куприн, никогда не любивший холодную сырость Петербурга, бывал в Алуште, Ялте, Мисхоре, Кореизе, Алупке, часто бывал в Севастополе. Но именно Балаклава так понравилась писателю, что он всерьез рассматривал ее как место, где он хочет поселиться. Куприн купил здесь участок земли в живописной балке Кефало-Вриси и планировал построить на нём дачу с домом и садом.
Жизнь Куприна в Балаклаве была очень умиротворённой, он ловил рыбу с греками, примеряя на них образы своих героев из будущих очерков «Листригоны». Писатель полагал, что атмосфера в Балаклаве располагала к спокойному и даже несколько ленивому образу жизни.
Александр Иванович писал: «Ленивые, объевшиеся рыбой коты с распухнувшими животами валяются поперек тротуаров, и когда их толкнешь ногой, то они нехотя приоткрывают один глаз и опять засыпают». Котов и сейчас в Балаклаве очень много.
Писатель, ведя размеренную жизнь в Балаклаве, любил выпить местного вина. Известен эпизод, когда Куприн написал Николаю II письмо с просьбой признать Балаклаву свободной рыбацкой республикой. Ответа от императора не последовало, но пришла телеграмма от Петра Столыпина со следующим текстом: «Куприн, когда пьешь — закусывай. Столыпин». Никаких негативных последствий для писателя не последовало.
Благополучная жизнь Куприна в Балаклаве закончилась, когда он поддержал восстание лейтенанта Шмидта, с которым был знаком лично. После разгрома восстания Куприн помогал матросам с крейсера «Очаков» скрыться от полицейского преследования. Тогда же Куприн написал и опубликовал в столичной газете «Наша жизнь» свой короткий очерк «События в Севастополе», пронизанный сочувствием к погибшим матросам «Очакова». Очерк вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Куприн был выслан из Балаклавы градоначальником Севастополя А.А. Максимовым. Однажды писатель попытался вернуться в любимую Балаклаву, но был замечен и вновь выдворен. Куприн написал об этом эпизоде несколько шутливых строк:
В Балаклаву словно в щелку,
В середине сентября
Я приехал зря.
Не успел кусок кефали
С помидором проглотить,
Как меня уж увидали
И мгновенно — фить.
Больше Куприн в Балаклаву не приезжал. Свой участок в Кефало-Вриси писатель так и не продал, надеясь когда-нибудь все-таки вернуться. Через два года после окончательного отъезда Куприн опубликовал очерки «Листригоны», в которых отразились наиболее яркие впечатления о его жизни в Крыму и Балаклаве.
Хотя Куприн провел в Балаклаве совсем немного времени, этот маленький рыбацкий поселок помнился ему долгие годы. Уже находясь в эмиграции, Александр Иванович часто вспоминал время, проведенное в Балаклаве, как один из счастливейших периодов своей жизни.
Памятник Куприну работы севастопольского скульптора Анатолия Чижа был установлен на набережной не так давно — в 2009 году. Имя писателя носит та улица, на которой он жил, местный гостевой дом «KuprInn» и библиотека. Очень радостно, что Балаклава сохраняет память об Александре Ивановиче Куприне, который так её полюбил.