Подмосковное Веретьево находится в стороне от основных транспортных маршрутов, добраться туда будет удобнее всего на личном автомобиле. Если вы планируете воспользоваться общественным транспортом, то на сайте арт-усадьбы рекомендуют с Савёловского вокзала доехать до Талдома или до Дубны. От Талдома до Веретьево всего два раза в день ходит автобус, что не очень удобно. От Дубны просто предлагается взять такси. Если повнимательнее взглянуть на карту, то можно понять, что пешеходу будет лучше всего сойти на станции «119 километр» (на железнодорожном маршруте Москва-Дубна), от неё пешком до усадьбы около пяти километров. Рекомендуем вам всё же рассчитывать свои силы, в усадьбе тоже есть где погулять, кроме тех десяти километров, что у вас займёт путь туда-обратно. Но там есть и где отдохнуть.
Мне же не захотелось подстраивать свой визит под расписание электричек. Было принято решение доехать из Дубны до Веретьево на прокатном велосипеде. При таком способе перемещения из города вам нужно будет выехать на Дмитровское шоссе и доехать по нему до Карманово, так как именно там можно пересечь место соединения реки Сестры с Каналом имени Москвы.
Дальше можно ехать по просёлочным дорогам через Карманово и садовые товарищества до арт-усадьбы. Она стоит чуть в стороне от деревни Веретьево, именем которой была названа. Указателей по дороге на усадьбу нет, связь нестабильная, так что загружайте карты в телефон.
Арт-усадьба – это своего рода хорошо оборудованный загородный отель с большим парком и животноводческой фермой.
В будние дни в парке можно гулять всем желающим, а не только людям, оплатившим здесь проживание. В выходные вход платный.
Для посещения фермы в любой день нужно покупать входной билет.
Арт-усадьба построена на месте бывшего пионерского лагеря, поэтому оформление центральной части парка, где расположены жилые корпуса, отсылает нас именно к этой эстетике.
Больше того, даже корпуса названы соответствующим образом. Например, «Дом пионеров» и «Дом вожатых».
В парке множество объектов, отсылающих к теме пионерского детства.
Тут дело еще и в том, что владелец арт-усадьбы Андрей Гнатюк отдыхал здесь в детстве. Став взрослым, он выкупил эту территорию для создания особенного места отдыха, являющегося одновременно и своеобразным арт-пространством.
Отдельного внимания заслуживают картины и плакаты, которые можно увидеть в усадебных помещениях.
В парке можно увидеть инсталляции в жанре современного искусства. Например, вот эта: «Место, где никто не мешает» Андрея Кузькина, обладателя премии Кандинского и Гран-при красноярской IX музейной биеннале «Во глубине».
Похоже, что внутри уже кто-то заперся.
Инсталляция Ильи Трушевского, обладателя премий «Соратник» и конкурса арт-объектов Сколково и Иннополиса, «Соки земли» представляет собой три застеклённых утопленных в земле контейнера с трубочками, по которым пущена жидкость с пузырьками воздуха.
Кажется, что это аллюзия на восприятие механизмов живой природы человеком эпохи урбанизма.
Ещё одна инсталляция Андрея Кузькина «Другой берег», разумеется, отсылает нас к знаменитому диалогу из грибоедовского «Горя от ума»:
— Гоненье на Москву. Что значит видеть свет! Где ж лучше?
— Где нас нет.
Всегда найдутся те, кому живется лучше, те места, где мы, по нашим представлениям, могли бы быть счастливее. Нас всегда будет манить «другой берег». Одна из проблем современного общества – вечная гонка за успехом, благами, достижениями, даже отдых иногда превращается в марафон по посещению наибольшего количества стран или по поиску наиболее экстремальных развлечений. Современному человеку сегодня всё сложнее ценить «свой берег», своё «здесь и сейчас», уметь быть счастливым в дни без побед и мероприятий, радоваться утру понедельника, а не только пятнице-субботе-воскресенью и отпуску. Иногда для этого даже требуется длительная психотерапия. Вы резонно возразите, что бывает такое «здесь и сейчас», в котором счастье – это что-то немыслимое. И не все данности поддаются нашему желанию их изменить, никто из нас не волшебник (но это не точно). Здесь остаётся только выйти из системы двух берегов, искать свой – «третий берег», создать свою собственную «внутреннюю Монголию», неподвластную внешним влияниям и дающую нам ощущение собственной стабильности в постоянно меняющемся мире. Чем не идея для новой инсталляции? Ладно, друзья, идём дальше.
Кроме жилых корпусов в усадьбе сдаются деревянные домики среди леса.
Все они интересно и индивидуально оформлены, а в некоторых даже есть настоящие печки!
Среди домиков для людей есть и дом для белок.
В парке есть пруд, а у пруда – фигура Алёнушки.
Рядом вам встретятся и другие картонные обитатели этих мест.
Есть здесь всем известные герои советских мультиков. Например, Гена с Чебурашкой. Табличка гласит, что это дар Куснировичей, сделанный во ознаменование воссоединения Чебурашки с Россией.
А вот и герои мультика «Жил-был пёс».
Пятачок и Винни-Пух.
Есть и другие фигуры и фигурки.
Честно говоря, от некоторых фигур было немного не по себе. С другой стороны, здесь нет этого придыхания по отношению к пионерской атрибутике. Есть здоровое понимание того, что не всем было хорошо в детских лагерях. Думаю, некоторые из вас, как и я, неотступно думали о побеге, если завтра их отсюда не заберут родители. Невыносимость коллективного существования для отдельно взятой тонко чувствующей личности (а ребёнок – уже личность) встретила понимание у создателей парка. Поэтому здесь в самых укромных уголках (и не укромных — тоже, всё на любителя) расставлены стулья и скамейки. Даже есть места, где можно полежать на матрасиках или повисеть в гамаках.
Парк стоит на берегу реки Дубны, здесь оборудованы места для купания, и можно даже покататься на лодочке.
Вершиной темы ухода от общества в парке стала Тропа Бродского, что была открыта здесь в конце июня 2021 года. Нет, это не тропа знаменитого поэта, хотя без литературы тут не обошлось. Александр Бродский – ныне живущий художник и архитектор, обладатель целого ряда российских и зарубежных премий. Его считают одним из первых представителей направления «бумажная архитектура» в России. Под «бумажной архитектурой» понимают такие проекты, которые неосуществимы или сложно осуществимы в реальности, это своего рода архитектурные утопии, именно поэтому они существуют, как правило, лишь на бумаге. Не стоит забывать, что «поэт в России — больше, чем поэт». Это применимо к любому думающему художнику. Так что и «бумажная архитектура» возникает нередко как отклик на некоторые чувствительные для человека процессы, на современное состояние общества и его проблемы.
К теме буквального ухода от общества на этой затерянной среди болот тропе здесь добавляется и уход в другую реальность. Как еще отвлечься от этих зарниц, хождения строем, странных речёвок, от того, что и за стол и купаться – по команде? Мало просто найти тихий уголок, хочется просто забыть всю эту вымороченную реальность, отключиться. А что в такой ситуации может помочь ребёнку в доинтернетную эпоху? Правильно, хорошая книжка.
Поэтому на тропе книги вы увидите практически на каждом объекте, к которому вас приведут деревянные настилы. Книги здесь хорошие, разные, на любой вкус. Подбором литературы для тропы занималась журналист, писатель и литературный критик Анна Наринская.
Здесь есть комнатка над ручьём со странными нижними форточками и печкой, в которой живёт плюшевый пёс.
В комнате есть книжки, работающая лампа и кровать с матрасом. То есть вы действительно можете здесь полежать и почитать книжку.
Тропа подведёт вас к странному сооружению в виде парника. Открыв дверь, вы поймете, что это не что иное, как читальный зал библиотеки. Стопками на полу навалены книги, среди которых расставлены стулья.
К открытым форточкам парника добавлен еще верхний вентилятор, пульт к которому вы найдёте на одной из книг. Это будет странное чувство, когда вы сядете на один из стульев в этом парнике среди болота, включите вентилятор и будете слушать его мерный гул среди звучания обступающей вас природы.
В этих болотах много птиц, они всё время будут вылетать из зарослей, шебуршать где-то внизу под настилами, издавать разные звуки. Чаще всего, вы даже не сможете их разглядеть, только звуки и шевеление травы.
На обочине была обнаружена спелая и вкусная малина. А урны деликатно спрятались среди зелени.
Вдруг, кто-то по старой городской привычке идёт сюда с бумажным стаканчиком и шоколадным батончиком, не таскать же потом мусор в руках.
Что еще можно вспомнить, говоря о детских фантазиях о побеге? Конечно, полёт! Кто из нас в детстве не хотел бы улететь на вертолёте, самолёте, ракете, даже если детский лагерь не проходил для него по разряду неприятностей. Бродский учёл и это.
Тропа приведет вас к деревянному сооружению, напоминающему то ли ракету, то ли пепелац из данелиевской «Кин-дза-дзы».
Это восхитительное сооружение состоит из трёх ярусов, на каждый из которых можно забраться самостоятельно.
Там есть книги, бутылки из-под алкоголя, а на самом верху – печка и небольшие матрасики. Здесь ваше уединенное чтение будет в прямом смысле на высоте!
На выходе (он же вход) с тропы в беседке среди прочих книг есть книга отзывов, можно в неё что-то написать, а можно просто почитать – тоже небезынтересное занятие.
Если после прогулки на свежем воздухе, уединения и размышлений вам захотелось перекусить, то вы сможете заказать себе обед в ресторане арт-усадьбы, он открыт для всех желающих.
Здесь подают собственный лимонад, уху по-веретьевски и много чего еще.
Несмотря на то, что ферма находится на некотором расстоянии от парка, на мои проводы вышло ушастое население усадьбы. Не скрою, это было приятным завершением моего визита.