Скорее всего, вам приходилось слышать об Александре Македонском, царе Древней Македонии, правившем более 2 тысяч лет тому назад и вошедшем в историю как один из величайших полководцев в мире. Он создал огромную империю, которая простиралась от Греции до Египта и Индии.
Также вы, скорее всего, слышали об Аристотеле, древнегреческом философе и учёном, который до сих пор считается одним из величайших мыслителей в области политики, психологии и этики.
Возможно, вам известно, что, когда Александру было 13 лет, его отец, Филипп, сделал так, чтобы учителем сына стал не кто иной, как Аристотель. В течение трёх лет он обучал Александра биологии, этике, литературе, математике, медицине, философии, политике, риторике и зоологии. Каким же образом Александр стал таким умным, что сумел завоевать практически весь мир? В ответе на этот вопрос немалую роль играет то, чему он научился у Аристотеля.
Но в конце концов их пути разошлись из-за разногласий. Аристотель считал, что все, кто не греки – варвары и потенциальные рабы. Александр же с этим не соглашался. Когда он начал формировать армию, которой предстояло завоёвывать другие страны, он повелел нанимать в неё и иностранцев. По словам одного из историков: «Александр хотел расширить мир и доказать, насколько больших результатов можно достичь с помощью объединения представителей различных народов. Он стремился к тому, чтобы гражданство для его подданых в Афганистане и Персии означало то же самое, что и в Македонии. Это было неприемлемо для Аристотеля, который советовал Александру относиться к людям из других культур как к животным или растениям».
Представьте, какое мужество нужно было иметь Александру, чтобы сказать «нет» своему учителю? Аристотель уже при жизни был одним из величайших умов, которые когда-либо видел мир. И вот Александр говорит: «Нет, я думаю, что в этом вопросе вы ошиблись». Дальнейшие события показали, что Александр был прав. После того, как он начал завоёвывать одну страну за другой, он стал нуждаться в действенном способе управления огромными территориями с множеством различных языков. Его решение нанять местных жителей позволило смешать культуры и, по сути, изменить весь мир.
Перенесёмся примерно на 350 лет вперёд от Аристотеля и Александра Македонского к тем временам, когда миром правили римляне. В стране, которую сейчас мы называем Израилем, жила группа людей, известная как еврейский народ. По сравнению с остальным миром евреи были очень немногочисленным народом. Но они были решительны и горды, с богатым наследием. Их история насчитывала более полутора тысяч лет. Одним из основных убеждений евреев было то, что они являются избранным народом Бога. Между ними и Богом были такие тесные отношение, каких не было у Бога ни с одним другим народом. В доказательство этого они твёрдо верили, что могут есть только определённых животных и не должны общаться с людьми, не принадлежащими к еврейскому народу. Их они называли язычниками. Нет нужды говорить о том, что всё это не очень хорошо воспринималось окружающими. Но для евреев это не имело никакого значения. Они были убеждены в том, что Бог заботится о них так, как ни обо одном другом народе.
И здесь на сцене появился Иисус Христос, Сын Божий. И когда Он начал учить и проповедовать, то сразу дал понять, что все люди, не только евреи, имеют особое значение для Бога. Он свободно общался с язычниками, с теми, кто не принадлежал к числу евреев. Он чудесным образом исцелял больных, среди которых тоже были язычники. Постепенно Он подготавливал тех, кто был его близкими учениками, к тому, чтобы они могли понять и принять Его более открытый, более широкий взгляд на окружающий их мир.
После того как Иисус был убит и воскрес из мёртвых, настало время для учеников Иисуса, которых называли апостолами, сосредоточить своё служение на мире, который был намного шире, чем один еврейский народ. И вот однажды днём одному из апостолов по имени Пётр было видение. В Библии сказано: «Он увидел, что небо разверзлось и на землю опустилось нечто вроде большого полотнища, опускаемого на землю за четыре угла. В нем были все виды четвероногих тварей, пресмыкающихся и птиц небесных. Тогда он услышал голос, говорящий: «Встань, Петр; убей и ешь». Но Петр сказал: «Ни в коем случае, Господи, ибо я никогда не ел ничего оскверненного и нечистого». Голос сказал ему: «Что Бог сделал чистым, того ты не должен называть нечистым».
Как только видение завершилось, в дверь постучалась группа язычников, желая увидеть Петра. В этот момент Петра осенило: «Это видение было не только для того, чтобы открыть нам глаза на то, что мы можем есть. Оно было для того, чтобы открыть нам глаза на людей – на всех людей вокруг нас!» Это был знак для всех апостолов: Божье послание гласит: «Ваше служение – всем людям и везде».
Как Александр Македонский расширил своё видение мира, включив в него людей всех стран и рас ради политической и экономической выгоды, так и апостолы Иисуса изменили своё видение, включив в него людей все стран и рас ради духовной цели.