КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ РОМАНОВ

(11(22).08.1858 – 1915)

 

 

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Эти строки принадлежат перу внука императора Николая I, Великому князю Константину Константиновичу Романову.

Он был одним из ярчайших персонажей российской истории рубежа XIX–XX веков, сенатором, руководителем кадетских корпусов в России, многолетним президентом Академии наук и одним из основателей Пушкинского Дома. Унаследовав от отца петербургский Мраморный и загородный Павловский дворцы с их богатейшими художественными коллекциями, Константин считался самым состоятельным из великих князей.

Однако по-настоящему широкую известность, заметно выделявшую Константина Константиновича из большинства членов дома Романовых, принесло ему его художественное творчество, столь редкое для представителей царствующей династии. Константин Романов был замечательным поэтом, печатавшим свои стихи под скромным псевдонимом "К.Р."

Все время он стремился выйти за пределы уготованного судьбой положения. У его деда императора Николая I была поговорка: «Ведите себя так, чтобы вам прощали, что вы родились великими князьями». Вся жизнь Константина Константиновича была наглядной иллюстрацией ее.

Я баловень судьбы… Уж с колыбели

Богатство, почести, высокий сан

К возвышенной меня манили цели, -

Рождением к величью я призван.

Но что мне роскошь, злато, власть и сила?

Не та же ль беспристрастная могила

Поглотит весь мишурный этот блеск,

И все, что здесь лишь внешностью нам льстило,

Исчезнет как волны мгновенный всплеск?

Есть дар иной, божественный, бесценный

Он в жизни для меня всего святей,

И ни одно сокровище вселенной

Не заменит его душе моей:

То песнь моя!…Пускай прольются звуки

Моих стихов в сердца толпы людской,

Пусть скорбного они врачуют муки

И радуют счастливого душой!

Его с детства готовили к морской службе. Свое первое плавание Константин совершил в 1870 г. по Балтийскому морю на учебном фрегате "Громобой". На фрегате "Светлана" во время дальнего плавания он посетил несколько европейских стран и США, познакомился с их жизнью, историей, культурой.

Несется благовест... Как грустно и уныло

На стороне чужой звучат колокола.

Опять припомнился мне край отчизны милой,

И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной,

И словно слышится мне нашего села

Знакомый благовест... И ласково и нежно

С далекой родины гудят колокола.

Великий князь принимал участие в русско-турецкой войне, заслужив за боевой подвиг орден Святого Георгия. Слабые легкие и в целом хилое здоровье принудили его покинуть морскую жизнь и перейти в армию, что привело в ярость отца, покровителя русского военного флота. В 1900 г. Константин Константинович был назначен на должность Главного Начальника военно-учебных заведений. На этом посту Великий Князь заслужил единодушную любовь всех учащихся. Он вернул многие старые воинские традиции, сделался подлинным "отцом" русских кадетов.

Со временем интересы Константина Константиновича принимали менее привычные для Романовых формы. Он стал активным членом государственных комитетов трезвости и борьбы с неграмотностью, где вел непрестанную войну против обер-прокурора Синода Победоносцева, любимца Александра III и Николая II. Великий князь хотел повсеместно учредить народные школы, а обер-прокурор был против. Константин являлся учредителем Высших женских курсов в Петербурге — это в то время, когда право женщин на высшее образование ставилось под сомнение. Он также много лет был президентом Академии наук и основал в ней отделение изящной словесности, переписывался со многими музыкантами и композиторами, в частности, с Чайковским, был председателем Русского музыкального общества. Одновременно успевал заниматься переводами и собственным творчеством — писал и публиковал стихи под псевдонимом К. Р.

Многие произведения августейшего автора без сомнения могут быть включены в список предогласительной литературы, то есть той литературы, которая помогает человеку прийти в Церковь.

Не говори, что к небесам

Твоя молитва не доходна;

Верь, как душистый фимиам,

Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать

Излишних слов; но всей душою

Старайся с верой сознавать,

Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для Него слова? - О чем,

Счастливый сердцем иль скорбящий,

Ты ни помыслил бы, - о том,

Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей

Горела б только неизменно,

Как пред иконою священной

Лампады теплится елей.

К такой литературе, раскрывающей ворота Храма, можно отнести и драму "Царь Иудейский", главная черта которой, "иконописность". Созданная под знаком "смены вех", в годы возвращения интеллигенции в лоно Церкви, пьеса вызвала настоящую бурю в стане Пуришкевича. Произведение это интересно тем, что главное действующее лицо – Христос – ни разу не появляется, а между тем вся драма создана только ради Него. Из-за цензурных запретов драма была поставлена лишь один раз на сцене Эрмитажного театра, где видеть ее мог весьма ограниченный круг зрителей.

К.Р. без сомнения был человеком церковным. Но церковность великого князя не мешала ему уважать свободный выбор другого человека, его свободное "да" или "нет" Богу. В этом качестве он сильно отличается от фундаменталистов, преобладавших среди его окружения. Простые, искренние, чистые чувства: любовь, дружба, радость, счастье, печаль, восторг от любования красотой природы, трогательная религиозность – все это суть дарования К.Р.

Бывают светлые мгновенья:

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим ли с умиленьем,

От всей души, всем помышленьем

Мы Божью милость и любовь?

 

В своем творчестве Константин Романов стремился сократить дистанцию между церковным и мирским, преодолеть зазор между духовной и светской культурой. И, надо признать, это, пускай и отчасти, ему удалось сделать.

 

Земля так несравненно хороша!

И неземного восхищенья

Полна душа.

Творцу миров благоуханье

Несет цветок, и птица песнь дарит:

Создателя Его созданье

Благодарит.

О, если б воедино слиться

С цветком и птицею, и всей землей,

И с ними, как они, молиться

Одной мольбой;

Без слов, без думы, без прошенья

В восторге трепетном душой гореть

И в жизнерадостном забвенье

Благоговеть!

Константин Романов оставил после себя богатое эпистолярное наследие. Так в  письмах поэта, адресованных известному адвокату и сенатору А.Ф. Кони, не только живо воссоздается дух того времени, но и звучат мысли, созвучные нашим дням.

Павловск. 24 октября 1909:

«Наконец я нашел время прочесть ваши воспоминания о "совращениях" в православие в Балтийских провинциях, и о борьбе со штундой. Стыдно и обидно становится за тупость и недальновидность государственных мужей, часто вовсе не глупых и очень просвещенных (как, напр., К.П. Победоносцев), которые даже в ХХ веке еще не додумались, что палкою и полицейскими мерами и смешно, и глупо, и гадко ограждать господствующую веру, борясь с отпадающими от нее. Еще в XVIII веке Екатерина говорила сыну Павлу, что пушками нельзя бороться с идеями»

Осташево. 9 августа 1912:

«Посылаю вам копию с письма архиепископа Финляндского по поводу "Царя Иудейского". Как и можно было ожидать от близорукости наших современных иерархов, Синод, хотя и признает благотворное влияние моей драмы, могущее умилить душу верующих еще сильнее при сценическом представлении, чем в чтении, все же не желает воспользоваться этим добрым воздействием и запрещает постановку драмы на сцене ради второстепенных и пустоватых соображений. Пишу Государю, приводя выписки из письма владыки Сергия и прося разрешить представление если не в общественных театрах, то в Эрмитажном или Китайском, в исполнении любителей. Не знаю, пожелает ли Государь по примеру своего Прадеда, повелевшего, несмотря на запрещение цензуры, поставить "Ревизора", дать мне очутиться в положении Гоголя».

Павловск. 31 марта 1915:

«В последнем вашем письме, начинающемся радостным пасхальным приветствием "Христос Воскресе", вы затрагиваете струну, на которую чутко отзывается моя душа, а именно, вы говорите о неудовлетворительности русского перевода Евангелия. Этот перевод отзывается какой-то канцелярщиной, и неудивительно, что он уже дважды вызывал попытки "художников слова" дать новый, более приближающийся к церковно-славянскому тексту. Это перевод В.А. Жуковского и К.П. Победоносцева. Известны ли они вам?»

Павловск. 25 апреля 1915:

«Вы писали о бывшем у вас сердечном приступе... Да поможет Господь вам успеть написать все то, что душа ваша требует написать до того, когда Он позовет вас к Себе. Я глубоко верю, что и волос с головы нашей не спадет без Его воли и, следовательно, верю, что эта всеблагая воля вовремя отрывает нас от здешних наших дел. Поэтому ходячее выражение безвременная кончина для меня звук пустой. Эта всеблагая воля лучше нас знает, когда должен последовать последний призыв...»

Великий Князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года. Он очень горевал о гибели сына Олега на фронтах I мировой войны. Переживания ускорили его смерть от сердечной астмы. Захоронен  он был в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора. Уже в наше время зарубежные кадеты, которые никогда не видели Константина Константиновича, закончившие свои корпуса в эмиграции, восстановили надгробную плиту усыпальницы, разрушенную большевиками.

Любовью ль сердце разгорится,

О, не гаси ее огня!

Не им ли жизнь твоя живиться,

Как светом солнца яркость дня?

Люби безмерно, беззаветно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовью ответной

Тебе никто не отплатил.

Пусть говорят: как все в творенье,

С тобой умрет твоя любовь -

Не верь в неправое ученье:

Истлеет плоть, остынет кровь,

Угаснет в срок определенный

Наш мир, угаснут тьмы миров,

Но пламень тот, Творцом возженный,

Пребудет в вечности веков.

 

 

 

Международная радиостанция КНЛС © 2003- 2008 Все права защищены.